Решение Красноярского УФАС России от 22.05.2014 по делу N 075-10-14 <О нарушении запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившемся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения объекта>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу № 075-10-14

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 21 мая 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2014 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело № 075-10-14, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "М" <...> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО "М": <...> (представитель по доверенности).
от заявителя: гр. <...>
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. <...> (вх. № 25249 от 26.12.2013) по факту необоснованного, по мнению заявителя, нарушения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим законодательством и договором № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По данному факту Приказом Красноярского УФАС России от 20 марта 2014 года № 136 возбуждено дело № 075-10-14 в отношении ОАО "М" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 20.03.2014 рассмотрение дела № 075-10-14 назначено на 05.05.2014 в 10:30, в качестве ответчика по делу привлечено ОАО "М".
Определением от 05.05.2014 рассмотрение дела № 075-10-14 отложено на 21.05.2014 в 10:30.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Гражданину <...> принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...>. В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, гр. <...> 26.01.2012 в адрес ОАО "М" была направлена заявка на технологическое присоединение объекта со следующими техническими характеристиками: максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт; напряжение - 380 В; срок введения в эксплуатацию - 2012 г.
20.03.2012 между гр. <...> и ОАО "М" заключен договор № 20.24.1018.12 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 15 Правил установлено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 5 названного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев. Стоимость услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств оплачена заявителем полностью, в установленный договором срок.
Согласно техническим условиям к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП-0,4 кВ, расположенная на расстоянии не более 25 м от границ земельного участка заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 к мероприятиям, исполнение которых возложено на ОАО "М", относятся, в том числе, следующие:
- строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП 121-03-44 вдоль ул. Озерная до границы земельного участка Заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. <...> необходимо осуществить ввод в жилой дом от ближайшей опоры вновь построенной ЛЭП-0,4 кВ в пределах своего земельного участка; установить н/в распределительный щит 0,4 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток 25 А; установить выносной шкаф учета в месте, легкодоступном для персонала сетевой организации.
12.10.2012 контролером филиала ОАО "М" - "К" <...> был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию № Е-3-839, согласно которому пункт 11.2 договора № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 выполнен, прибор учета и автоматический выключатель установлены и соответствуют требованиям по учету электрической энергии, к эксплуатации допускается.
По состоянию на момент рассмотрения дела № 075-10-14 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя сетевой организацией не исполнены.
Представитель ОАО "М" пояснил, что неосуществление технологического присоединения объекта заявителя в срок, предусмотренный действующим законодательством и договором № 20.24.1018.12 от 20.03.2012, связано с затянувшейся разработкой проектной документации, а также нарушением сроков выполнения обязательств подрядными организациями; планируемый срок выполнения работ - апрель 2014 г. (пояснения ОАО "М" исх. № 1.3/01.2/779-исх. от 22.01.2014).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела № 075-10-13 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения заявитель является физическим лицом, направившим заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которое используется для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б)" пункта 16 Правил технологического присоединения устанавливают для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев.
До настоящего времени со стороны сетевой организации не совершены мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя, что создает препятствия гр. <...> в заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и получению ресурса (электричества) на законных основаниях.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "М" электрических сетей.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

решила:

1. Признать действия ОАО "М", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: <...>, нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "М" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, осуществить технологическое присоединение объекта гр. <...>, расположенного по адресу: <...>, согласно условиям договора № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 об осуществлении технологического присоединения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии
<...>

Члены Комиссии
<...>





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЯ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу № 075-10-14

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...> рассмотрев дело № 075-10-14, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "М" <...> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции), на основании своего решения от 22.05.2014 по делу № 075-10-14 о нарушении открытым акционерным обществом "М" (далее - ОАО "М") части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

ОАО "М" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 01.07.2014 осуществить технологическое присоединение объекта гражданина <...>, расположенного по адресу: <...>, согласно условиям договора № 20.24.1018.12 от 20.03.2012 об осуществлении технологического присоединения.
Об исполнении предписания ОАО "М" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81д) в срок до 15.07.2014, с приложением соответствующих документальных доказательств.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Председатель Комиссии
<...>

Члены Комиссии
<...>


------------------------------------------------------------------