Решение Красноярского УФАС России от 23.05.2014 по делу N 094-10-14 <О нарушении запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившемся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения садового дома>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу № 094-10-14

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 19 мая 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2014 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "М" <...> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО "М": <...> (представитель по доверенности).
от заявителей: <...>.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <...> и гр. <...> (вх. № 2775 от 21.02.2014, № 3359 от 03.03.2014) на действия/бездействие ОАО "М", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим законодательством и договорами № 20.24.11713.12 от 17.12.2012, № 20.24.12024.12 от 27.02.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По указанному факту Приказом № 182 Красноярского УФАС России от 11 апреля 2014 года возбуждено дело № 94-10-13 в отношении ОАО "М" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 11.04.2014 рассмотрение дела № 94-10-14 назначено на 19.05.2014 в 10:30, в качестве ответчика по делу привлечено ОАО "М".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Гр. <...> принадлежит садовый дом, расположенный по адресу: <...>. В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения садового дома, гр. <...> 29.10.2012 в адрес ОАО "М" (далее - сетевая организация, ответчик) была направлена заявка на технологическое присоединение объекта со следующими техническими характеристиками: максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт, напряжение - 380 В, срок введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств - 2013 г.
17.12.2012 между гр. <...> и ОАО "М" заключен договор № 20.24.11713.12 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год. Заявителем оплачена стоимость услуг за технологическое присоединение энергопринимающих устройств в размере 4733 рублей 33 копейки в установленный договором срок.
Согласно пункту 10 технических условий к договору № 20.24.11713.12 об осуществлении технологического присоединения от 17.12.2012 к мероприятиям, исполнение которых возложено на ОАО "М", относятся, в том числе, следующие:
- подготовка и выдача технических условий;
- проверка выполнения технических условий заявителем;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя;
- строительство ЛЭП 10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 134-1 до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ с установкой линейного разъединителя на первой отпаечной опоре;
- установка новой КТП 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. <...> необходимо выполнить ввод в садовый дом изолированным проводом от точки присоединения; установить н/вольтный щит 0,4 кВ садового дома с автоматическим выключателем на номинальный ток 25 А; установить в узле учета счетчик коммерческого учета электроэнергии в соответствии с требованиями.
Согласно техническим условиям к договору № 20.24.11713.12 об осуществлении технологического присоединения от 17.12.2012 точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ, расположенная не далее 25 м от границ земельного участка заявителя. На момент рассмотрения дела № 94-10-14 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя сетевой организацией не осуществлены.
27.12.2013 гр. <...> было отправлено письмо в адрес ОАО "М" о выполнении технических условий со своей стороны по договору № 20.24.11713.12 от 17.12.2012.
Гр. <...> принадлежит садовый дом, расположенный по адресу: <...>. В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения садового дома, гр. <...> 14.11.2012 в адрес ОАО "М" (далее - сетевая организация, ответчик) была направлена заявка на технологическое присоединение объекта со следующими техническими характеристиками: максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт, напряжение - 380 В, срок введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств - 2013 г.
27.02.2013 между гр. <...> и ОАО "М" заключен договор № 20.24.12024.12 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год. Заявителем оплачена стоимость услуг за технологическое присоединение энергопринимающих устройств в размере 4733 рублей 33 копейки в установленный договором срок.
Согласно пункту 10 технических условий к договору № 20.24.12024.12 об осуществлении технологического присоединения от 27.02.2013 к мероприятиям, исполнение которых возложено на ОАО "М", относятся, в том числе, следующие:
- подготовка и выдача технических условий;
- проверка выполнения технических условий заявителем;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя;
- строительство ЛЭП 10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 134-1 до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ с установкой линейного разъединителя на первой отпаечной опоре;
- установка новой КТП 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. <...> необходимо выполнить ввод в садовый дом изолированным проводом от точки присоединения; установить н/вольтный щит 0,4 кВ садового дома с автоматическим выключателем на номинальный ток 25 А; установить в узле учета счетчик коммерческого учета электроэнергии в соответствии с требованиями.
Согласно техническим условиям к договору № 20.24.12024.12 об осуществлении технологического присоединения от 27.02.2013 точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ, расположенная не далее 25 м от границ земельного участка заявителя. На момент рассмотрения дела № 94-10-14 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя сетевой организацией не осуществлены.
27.12.2013 гр. <...> было отправлено письмо в адрес ОАО "М" о выполнении технических условий со своей стороны по договору № 20.24.12024.12 от 27.02.2013.
В ходе рассмотрения дела представителем ОАО "М" были приведены доводы о том, что нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению связано с консолидацией заявок в районе СНТ "Ветерок", с последующим заключением договоров подряда; поиском подрядчика для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ; планируемый срок выполнения строительно-монтажных работ по осуществлению электроснабжения СНТ "Ветерок" - 3 кв. 2014 г. (пояснения ОАО "М" исх. № 1.3/01.2/4953 от 25.03.2014). Документальных доказательств того, что ОАО "М" предпринимало действия для осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей в срок, в адрес управления сетевой организацией не представлено.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела № 94-10-14 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения заявитель является физическим лицом, направившим заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которое используется для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил установлено, что сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.
Согласно подпункту "б)" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
До настоящего времени со стороны сетевой организации не совершены мероприятия по технологическому присоединению объектов заявителей, что создает препятствия гр. <...> и гр. <...> в заключении договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и получению ресурса (электричества) на законных основаниях.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Соответственно общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "М" электрических сетей.
Таким образом, действия ОАО "М", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок объектов гр. <...> и гр. <...>, являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения и ущемляют законные интересы гр. <...> и гр. <...>
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

решила:

1. Признать действия ОАО "М", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <...>, предусмотренных договором № 20.24.11713.12 от 17.12.2012 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: <...>, нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "М" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым необходимо осуществить технологическое присоединение объекта гр. <...>, расположенного по адресу: <...>.
3. Признать действия ОАО "М", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <...>, предусмотренных договором № 20.24.12024.12 от 27.02.2013 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: <...>, нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
4. Выдать ОАО "М" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым необходимо осуществить технологическое присоединение объекта гр. <...>, расположенного по адресу: <...>.
Настоящее Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии
<...>

Члены Комиссии
<...>





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу № 94-10-14

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 23.05.2014 по делу № 94-10-14 о нарушении открытым акционерным обществом "М" (далее - "М") части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

ОАО "М" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 01.08.2014 осуществить технологическое присоединение объекта гр. <...>, расположенного по адресу: <...>, согласно договору № 20.24.12024.12 об осуществлении технологического присоединения от 27.02.2013. Об исполнении предписания ОАО "М" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81д) в срок до 15.08.2014, с приложением соответствующих документальных доказательств.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Председатель Комиссии
<...>

Члены Комиссии
<...>


------------------------------------------------------------------