Постановление администрации г. Красноярска от 16.10.2014 N 666 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями источников финансирования дефицита бюджета города"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. № 666

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
ГОРОДА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ)
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА ГОРОДА

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города согласно приложению.
2. Главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета города, главным администраторам (администраторам) доходов бюджета города, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета города в месячный срок со дня подписания настоящего Постановления утвердить порядок осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с учетом положений настоящего Постановления.
3. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.

Исполняющий обязанности
Главы города
А.Л.ИГНАТЕНКО





Приложение
к Постановлению
администрации города
от 16 октября 2014 г. № 666

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ
(РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города (далее - Порядок) определяет процедуру осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города (далее - органы внутреннего контроля и аудита) организации, планирования и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, оформления и рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, составления и предоставления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
2. Органами внутреннего контроля и аудита утверждается порядок осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с учетом положений настоящего Порядка.

II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями, заместителями руководителей, иными должностными лицами органа внутреннего контроля и аудита, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета города, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
4. Внутренний финансовый контроль направлен на:
соблюдение правовых актов органа внутреннего контроля и аудита, регулирующих составление и исполнение бюджета города, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Объектами внутреннего финансового контроля (далее - объекты контроля), осуществляемого:
главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, являются соответствующие главные распорядители средств бюджета города и подведомственные им распорядители и получатели средств бюджета города;
главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, являются соответствующие главные администраторы доходов бюджета города и подведомственные им администраторы доходов бюджета города;
главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города, являются соответствующие главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города и подведомственные им администраторы источников финансирования дефицита бюджета города.
6. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях органов внутреннего контроля и аудита и подведомственных получателей средств бюджета города, исполняющих бюджетные полномочия.
7. Должностные лица структурных подразделений органов внутреннего контроля и аудита осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) составления и предоставления документов в департамент финансов администрации города, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составления и предоставления документов органу внутреннего контроля и аудита, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города;
3) составления и предоставления документов в департамент финансов администрации города, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета города, расходам бюджета города и источникам финансирования дефицита бюджета города;
4) составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города;
5) составления и направления документов в департамент финансов администрации города, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета города;
6) составления, утверждения и ведения бюджетных смет и свода бюджетных смет;
7) формирования и утверждения муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
8) исполнения бюджетной сметы;
9) принятия и исполнения бюджетных обязательств;
10) осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет города, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
11) принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет города, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
12) принятия решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет города (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
13) ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
14) составления и предоставления бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
15) исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию городу Красноярску, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
8. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов;
авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации при участии должностных лиц.
9. К методам проведения контрольных действий относятся:
самоконтроль;
контроль по уровню подчиненности (подведомственности).
10. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
11. Органы внутреннего контроля и аудита осуществляют внутренний финансовый контроль на основании планов внутреннего финансового контроля (далее - план внутреннего контроля) на соответствующий календарный год.
Формирование планов внутреннего контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения органа внутреннего контроля и аудита, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
В плане внутреннего контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля (внутренней бюджетной процедуре) указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах и способах проведения контрольных действий, а также периодичности контрольных действий.
Утверждение планов внутреннего контроля осуществляется не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому.
Изменение планов внутреннего контроля осуществляется по мотивированному обращению руководителя соответствующего структурного подразделения органа внутреннего контроля и аудита, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Утверждение и изменение планов внутреннего контроля осуществляется правовым актом органа внутреннего контроля и аудита.
12. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях органа внутреннего контроля и аудита осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов проведения контрольных действий, указанных в планах внутреннего контроля.
13. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения органа внутреннего контроля и аудита путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие бюджетному законодательству, иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
14. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем структурного подразделения органа внутреннего контроля и аудита, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, заместителем руководителя органа внутреннего контроля и аудита, курирующим соответствующее структурное подразделение, и (или) руководителем органа внутреннего контроля и аудита путем согласования ими операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
15. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета города, администраторами доходов бюджета города и администраторами источников финансирования дефицита бюджета города, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия предоставленных документов требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и внутренних стандартов, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и предоставления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо отметкой (разрешительной надписью) на предоставленном документе.
16. К результатам внутреннего финансового контроля относятся выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля).
Орган внутреннего контроля и аудита устанавливает порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, порядок учета и хранения информации о результатах внутреннего финансового контроля.
17. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением органа внутреннего контроля и аудита, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю органа внутреннего контроля и аудита.
Сроки (периодичность) направления информации о результатах внутреннего финансового контроля устанавливаются органом внутреннего финансового контроля и аудита.
18. Руководитель органа внутреннего контроля и аудита рассматривает информацию о результатах внутреннего финансового контроля и аудита в установленный органом внутреннего финансового контроля и аудита срок.
По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля руководителем органа внутреннего контроля и аудита принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
устранение выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур;
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение планов внутреннего контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
изменение внутренних стандартов;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений органа внутреннего контроля и аудита.

III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

19. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами органа внутреннего контроля и аудита (далее - субъект внутреннего аудита) на основе функциональной независимости.
20. Деятельность субъекта внутреннего аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
21. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города.
22. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами внутреннего финансового аудита (далее - объект аудита) в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
23. Объектами аудита, осуществляемого:
главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, являются соответствующие главные распорядители средств бюджета города, подведомственные им распорядители и получатели средств бюджета города;
главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, являются соответствующие главные администраторы доходов бюджета города и подведомственные им администраторы доходов бюджета города;
главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города, являются соответствующие главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города и подведомственные им администраторы источников финансирования дефицита бюджета города.
24. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
25. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем органа внутреннего контроля и аудита (далее - план аудита).
План аудита составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане аудита указываются:
проверяемая внутренняя бюджетная процедура;
объекты аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
субъект внутреннего аудита.
Составление, утверждение и ведение плана аудита осуществляется в порядке, установленном органом внутреннего контроля и аудита.
26. Основаниями для проведения внеплановых аудиторских проверок являются поручения Главы города, решение руководителя органа внутреннего финансового аудита, а также поступление в адрес органа внутреннего контроля и аудита обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
27. Субъект внутреннего аудита при проведении аудиторских проверок имеет право:
на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме, адресованного объекту аудита, экспертам и (или) третьим лицам, по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего финансового аудита, запрашивать и получать информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, занимаемые объектами аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов и (или) третьих лиц.
Сроки направления и исполнения мотивированного запроса устанавливаются органом внутреннего контроля и аудита.
28. Субъект внутреннего аудита обязан:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
29. Аудиторская проверка назначается правовым актом органа внутреннего контроля и аудита, к которому прилагается программа аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объекта аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления определяются органом внутреннего контроля и аудита.
30. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета города;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
31. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо субъектом внутреннего аудита;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
32. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
сведения о выполнении планов внутреннего контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
33. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки.
Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита устанавливаются органом внутреннего контроля и аудита.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
34. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности предоставленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в план внутреннего контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города.
35. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю органа внутреннего контроля и аудита.
По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель органа внутреннего контроля и аудита принимает решение о:
необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
проведении служебных проверок, а также о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
36. Порядок составления и предоставления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита, а также порядок учета и хранения информации о результатах внутреннего финансового аудита утверждается органом внутреннего контроля.


------------------------------------------------------------------