Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.09.2014 по делу N А33-1167/2014 <О признании недействующим пункта 25 статьи 5 приложения в части установления коэффициента К1, пункта 3 статьи 5 приложения в части установления коэффициента К2 к Решению Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 25.02.2011 N 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу № А33-1167/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Чурилиной Е.М.,
судей: Ивановой Е.А., Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Шушенскому районному Совету депутатов Красноярского края
об оспаривании в части Решения от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" (в редакции от 07.06.2013)
с участием в деле прокуратуры Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кононовой М.П. на основании доверенности от 25.02.2014 № 24/71,
от прокуратуры Красноярского края: Марченко И.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Родичевым Д.М.,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - ОАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Шушенскому районному Совету депутатов Красноярского края об оспаривании Решения от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" (в редакции от 07.06.2013) в части установления коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования (К1), (пункт 25 статьи 5 приложения к Решению): земельные участки электростанций и других объектов энергетики - 0,03; коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), (пункт 3 статьи 5 приложения к Решению): юридические лица - 1,5.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2014 возбуждено производство по делу.
Представителем прокуратуры Красноярского края представлено суду заявление о вступлении в дело. В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление принято арбитражным судом; дело рассмотрено с участием прокуратуры Красноярского края.
В судебном заседании представитель заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель прокуратуры Красноярского края представил в материалы дела заключение, приобщенное судом к материалам дела; признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" (в редакции от 07.06.2013) определены коэффициенты К1 и К2, применяемые при расчете суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Шушенский район, и государственная собственность на которые не разграничена на территории Шушенского района.
Указанное Решение опубликовано 28.02.2011 в местном официальном печатном издании - газете "Ведомости" № 6.
Согласно пункту 25 статьи 5 указанного Решения коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования (К1), - для земельных участков электростанций и других объектов энергетики составляет 0,03; по пункту 3 статьи 5 указанного Решения коэффициент, учитывающий категорию арендатора (К2), - юридические лица - 1,5.
Полагая, что оспариваемое в части установления указанных коэффициентов решение нарушает имущественные права общества, возлагает на него дополнительные обязанности по несению необоснованных расходов на аренду земельных участков, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:
- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 № 182-О закрепил правоположение, согласно которому суд должен иметь в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает Решение от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" (в редакции от 07.06.2013).
Решением Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 21.02.2014 № 472-34/н Решение Шушенского районного Совета депутатов от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" признано утратившим силу.
Указанное Решение вступило в силу со дня официального опубликования в газете "Ведомости" Шушенского района (№ 4, 27.02.2014) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 (пункт 4 Решения от 21.02.2014 № 472-34/н).
Учитывая изложенное, ответчик в отзыве на заявление указал на необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать, поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, с учетом изложенного, арбитражному суду необходимо установить - нарушает ли оспариваемый в части нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель полагает, что оспариваемый в части нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582) в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 названного Закона при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок от 18.03.2010 № 121-п).
Согласно пункту 1 Порядка от 18.03.2010 № 121-п порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 разработан в соответствии со статьей 12 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542.
Расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Пунктом 2 Порядка от 18.03.2010 № 121-п предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты К1, К2 исходя из следующих основных принципов:
принципа экономической обоснованности;
принципа предсказуемости расчета арендной платы;
принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы;
принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки;
принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принципа запрета необоснованных предпочтений.
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
Экономическое обоснование величины коэффициентов К1 и К2 в материалах дела отсутствует, суду не представлено, о наличии такого обоснования ответчиком не заявлено.
Определением от 01.07.2014 суд предложил ответчику представить в срок до 19.08.2014 расчет экономической обоснованности оспариваемых коэффициентов. Указанное определение ответчиком не исполнено.
Изложенное свидетельствует о произвольном установлении размера коэффициентов К1 и К2.
Как следует из материалов дела, обществом с муниципальными образованиями Шушенского района (арендодателями) заключены договоры аренды земельных участков для воздушных линий электропередачи и иных объектов энергетики, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений сооружений, устройств энергетики (в том числе для использования под опоры линий электропередач, эксплуатации сооружений ПС).
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касается земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Таким образом, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с вышеуказанной формулой, в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты, не может превышать 2% их кадастровой стоимости.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Согласно материалам дела часть земельных участков арендована ОАО "МРСК Сибири" под размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития строений, сооружений, устройств энергетики.
По пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 № 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Следовательно, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела (расчета арендной платы по Шушенскому району), расчет арендной платы производился с учетом коэффициентов К1 и К2, установленных Решением Шушенского районного Совета депутатов от 25.02.2011 № 136-6/н в редакции от 07.06.2013.
Рассчитанная с учетом установленных коэффициентов арендная плата за земельные участки превышает 2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи, и 1,5% - в отношении участков, на которых расположены иные объекты электроэнергетики, что противоречит указанным нормативным актам.
Вышеизложенное свидетельствует о незаконности решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части, нарушении им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Решением Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 21.02.2014 № 472-34/н решение Шушенского районного Совета депутатов от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" признано утратившим силу.
Учитывая изложенное, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении от 12.07.2006 № 182-О, доказанность материалами дела факта нарушения оспариваемым в части нормативным актом прав и интересов заявителя, суд приходит к выводу о невозможности прекращения производства по делу, поскольку прекращение производства по делу в связи с отменой акта не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" удовлетворить.
Признать Решение Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 25.02.2011 № 136-6/н "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений в Шушенском районе" (в редакции от 07.06.2013) не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п "Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы:
коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования (К1), (пункт 25 статьи 5 приложения к Решению): земельные участки электростанций и других объектов энергетики - 0,03;
коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), (пункт 3 статьи 5 приложения к решению): юридические лица - 1,5.
Взыскать с Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий:
Е.М.ЧУРИЛИНА

Судьи
Е.В.БОЛУЖ
Е.А.ИВАНОВА


------------------------------------------------------------------