Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.09.2014 по делу N А33-1830/2014 <О признании недействующими отдельных положений Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 N 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу № А33-1830/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего Е.В. Болуж, судей Е.М. Чурилиной, Е.А. Ивановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Канскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1: пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1: пункт 1 приложение 16 к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земель энергетики - 5,5119,
с участием в деле Прокуратуры Красноярского края,
в присутствии в судебном заседании:
представителя заявителя: Кононовой М.П. на основании доверенности от 25.02.2014;
представителя Прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М. Родичевым,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Богучанскому районному Совету депутатов о признании Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1 п. 13 в приложениях № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 к Решению из земель населенных пунктов: земельные участки предназначенные для воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств - 0,0190;
- коэффициент К1 (№ 1 приложение № 16 к Решению) из земель за чертой населенного пункта: земли энергетики - 5, 5119.
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.02.2014 возбуждено производство по делу.
В материалы дела 04.09.2014 от заявителя поступило уточнение заявленных требований, согласно которым заявитель просит признать Решение Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1 п. 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению из земель населенных пунктов: земельные участки предназначенные для воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1 п. 1 приложение № 16 к Решению: земли энергетики - 5,5119.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассматривается в отсутствие ответчика по представленным в материалы дела доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" (далее - Решение) установлены коэффициенты К1, К2, применяемые к правоотношениям, возникшим с 01.01.2013, в частности:
- коэффициент К1 (пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1 (пункт 1 приложение 16 к Решению) в отношении земель энергетики - 5,5119,
- коэффициент К2 категория арендаторов (п. 1.1 приложения № 17 к Решению) - 1.
Указанный нормативный акт опубликован в официальном печатном издании Канского района "Вести Канского района" от 27.02.2013 № 4 (00097).
Между Администрацией Канского района и ОАО "МРСК Сибири" заключено 47 договоров аренды земельных участков, список которых приведен в представленном в материалы дела расчете по договорам аренды земельных участков по Канскому району Красноярского края.
Размер арендной платы на 2013 год по заключенным договорам определен с учетом Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167, в отношении линейных и части площадных объектов исходя из коэффициента К1 - 5,5119, площадных объектов - 0,019.
Считая, что установление коэффициента К1 в указанном в Решении размере не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в большем размере, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициента, не превышающего утвержденный процент от кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс х К1 х К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
- справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что ОАО "МРСК Сибири" на основании договоров аренды владеют земельными участками, на которых расположены линейные и площадные объекты электроэнергетики. При этом в случае применения оспариваемого значения коэффициента К1 равным 5,5119 размер арендной платы за использование участков под размещение линий электропередачи (линейных и площадных объектов) значительно превышает 2% кадастровой стоимости земельных участков, что свидетельствует о нарушении прав заявителя в период действия нормативного правового акта.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, принципы и правила являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы не предписан федеральным законом.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 № 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Указанная ставка соответствует ставке земельного налога, максимальный размер которой предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, в силу чего относится к социально значимым видам деятельности. Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Таким образом, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 18.08.2014 между МКУ "КУМИ г. Канска" и ОАО "МРСК Сибири" имеется 47 действующих договоров аренды земельных участков, на которых располагаются площадные и линейные объекты электроэнергетики.
Из анализа договоров и места расположения площадных объектов относительно расположения в сельсоветах установлено, что площадные объекты по которым применяется коэффициент К1 со значением 0,0190 располагаются в следующих сельсоветах:
- по договору № 319 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:3601007:23, № 24:18:3601007:1, располагаются в Георгиевском сельсовете с. Георгиевка - приложение № 5 п. 13 с. Георгиевка (0,0190);
по договору № 320 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровым номером № 24:18:4001001:135, располагается в Сотниковском сельсовете с. Сотниково - приложение № 10 п. 13 с. Сотниково (0,0190);
по договору № 324 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:3501010:118 и № 24:18:3501010:119, располагаются в Верх-Амонашенском сельсовете с. Верх-Амонаш - приложение № 4 п. 13 с. Верх-Амонаш (0,0190);
по договору № 328 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:3202002:125, располагается в Амонашенском сельсовете д. Тарай - приложение № 7 п. 13 д. Тарай (0,0190);
по договору № 326 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:33001050:30, располагается в Анцирском сельсовете с. Анцирь - приложение № 14 п. 13 с. Анцирь (0,0190);
по договору № 327 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:4201012:77, располагается в Чечеульском сельсовете с. Чечеул - приложение № 13 п. 13 с. Чечеул (0,0190);
по договору № 325 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:4401002:61 и № 24:18:2700001:138, располагаются в Таеженском сельсовете с. Таежное - приложение № 11 п. 13 с. Таежное (0,0190).
К земельным участкам по договорам аренды от 18.01.2010 № № 321, 322, 323, на которых также расположены площадные объекты, применен коэффициент К1 - 5,5119.
Таким образом, рассчитанный в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, устанавливающими коэффициент К1, размер арендной платы по заключенным договорам превысил предельный размер арендной платы 1,5%, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены объекты общества, как линейные так и площадные, что свидетельствует о незаконности Решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая с учетом результата рассмотрения настоящего дела, подлежит взысканию с Канского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать Решение Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы:
Коэффициент К1: пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
Коэффициент К1: пункт 1 приложение 16 к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земель энергетики - 5,5119.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Канского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
Е.В.БОЛУЖ
Судьи
Е.М.ЧУРИЛИНА
Е.А.ИВАНОВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу № А33-1830/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего Е.В. Болуж, судей Е.М. Чурилиной, Е.А. Ивановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Канскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1: пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1: пункт 1 приложение 16 к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земель энергетики - 5,5119,
с участием в деле Прокуратуры Красноярского края,
в присутствии в судебном заседании:
представителя заявителя: Кононовой М.П. на основании доверенности от 25.02.2014;
представителя Прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М. Родичевым,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Богучанскому районному Совету депутатов о признании Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1 п. 13 в приложениях № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 к Решению из земель населенных пунктов: земельные участки предназначенные для воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств - 0,0190;
- коэффициент К1 (№ 1 приложение № 16 к Решению) из земель за чертой населенного пункта: земли энергетики - 5, 5119.
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.02.2014 возбуждено производство по делу.
В материалы дела 04.09.2014 от заявителя поступило уточнение заявленных требований, согласно которым заявитель просит признать Решение Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчетах арендной платы:
- коэффициент К1 п. 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению из земель населенных пунктов: земельные участки предназначенные для воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1 п. 1 приложение № 16 к Решению: земли энергетики - 5,5119.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассматривается в отсутствие ответчика по представленным в материалы дела доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" (далее - Решение) установлены коэффициенты К1, К2, применяемые к правоотношениям, возникшим с 01.01.2013, в частности:
- коэффициент К1 (пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
- коэффициент К1 (пункт 1 приложение 16 к Решению) в отношении земель энергетики - 5,5119,
- коэффициент К2 категория арендаторов (п. 1.1 приложения № 17 к Решению) - 1.
Указанный нормативный акт опубликован в официальном печатном издании Канского района "Вести Канского района" от 27.02.2013 № 4 (00097).
Между Администрацией Канского района и ОАО "МРСК Сибири" заключено 47 договоров аренды земельных участков, список которых приведен в представленном в материалы дела расчете по договорам аренды земельных участков по Канскому району Красноярского края.
Размер арендной платы на 2013 год по заключенным договорам определен с учетом Решения Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167, в отношении линейных и части площадных объектов исходя из коэффициента К1 - 5,5119, площадных объектов - 0,019.
Считая, что установление коэффициента К1 в указанном в Решении размере не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в большем размере, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициента, не превышающего утвержденный процент от кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс х К1 х К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
- справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что ОАО "МРСК Сибири" на основании договоров аренды владеют земельными участками, на которых расположены линейные и площадные объекты электроэнергетики. При этом в случае применения оспариваемого значения коэффициента К1 равным 5,5119 размер арендной платы за использование участков под размещение линий электропередачи (линейных и площадных объектов) значительно превышает 2% кадастровой стоимости земельных участков, что свидетельствует о нарушении прав заявителя в период действия нормативного правового акта.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, принципы и правила являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы не предписан федеральным законом.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 № 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Указанная ставка соответствует ставке земельного налога, максимальный размер которой предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, в силу чего относится к социально значимым видам деятельности. Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Таким образом, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 18.08.2014 между МКУ "КУМИ г. Канска" и ОАО "МРСК Сибири" имеется 47 действующих договоров аренды земельных участков, на которых располагаются площадные и линейные объекты электроэнергетики.
Из анализа договоров и места расположения площадных объектов относительно расположения в сельсоветах установлено, что площадные объекты по которым применяется коэффициент К1 со значением 0,0190 располагаются в следующих сельсоветах:
- по договору № 319 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:3601007:23, № 24:18:3601007:1, располагаются в Георгиевском сельсовете с. Георгиевка - приложение № 5 п. 13 с. Георгиевка (0,0190);
по договору № 320 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровым номером № 24:18:4001001:135, располагается в Сотниковском сельсовете с. Сотниково - приложение № 10 п. 13 с. Сотниково (0,0190);
по договору № 324 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:3501010:118 и № 24:18:3501010:119, располагаются в Верх-Амонашенском сельсовете с. Верх-Амонаш - приложение № 4 п. 13 с. Верх-Амонаш (0,0190);
по договору № 328 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:3202002:125, располагается в Амонашенском сельсовете д. Тарай - приложение № 7 п. 13 д. Тарай (0,0190);
по договору № 326 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:33001050:30, располагается в Анцирском сельсовете с. Анцирь - приложение № 14 п. 13 с. Анцирь (0,0190);
по договору № 327 от 18.01.2010 площадной объект на земельном участке с кадастровыми номерами № 24:18:4201012:77, располагается в Чечеульском сельсовете с. Чечеул - приложение № 13 п. 13 с. Чечеул (0,0190);
по договору № 325 от 18.01.2010 площадные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами № 24:18:4401002:61 и № 24:18:2700001:138, располагаются в Таеженском сельсовете с. Таежное - приложение № 11 п. 13 с. Таежное (0,0190).
К земельным участкам по договорам аренды от 18.01.2010 № № 321, 322, 323, на которых также расположены площадные объекты, применен коэффициент К1 - 5,5119.
Таким образом, рассчитанный в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, устанавливающими коэффициент К1, размер арендной платы по заключенным договорам превысил предельный размер арендной платы 1,5%, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены объекты общества, как линейные так и площадные, что свидетельствует о незаконности Решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая с учетом результата рассмотрения настоящего дела, подлежит взысканию с Канского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать Решение Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013 № 25-167 "Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости при исчислении арендной платы за земли в границах муниципального образования Канский район" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы:
Коэффициент К1: пункт 13 в приложениях № 4 с. Верх-Амонаш, № 5 с. Георгиевка, № 7 д. Тарай, № 10 с. Сотниково, № 11 с. Таежное, № 13 с. Чечеул, № 14 с. Анцирь к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики - 0,0190;
Коэффициент К1: пункт 1 приложение 16 к Решению в части установления коэффициента К1 в отношении земель энергетики - 5,5119.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Канского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
Е.В.БОЛУЖ
Судьи
Е.М.ЧУРИЛИНА
Е.А.ИВАНОВА
------------------------------------------------------------------