Решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.10.2014 по делу N А33-9839/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Постановлений от 11.03.2013: N 11 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; N 12 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; N 13 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу № А33-9839/2014
Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2014.
В полном объеме решение изготовлено 08.10.2014.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Е.А. Ивановой, судей Е.М. Чурилиной, Е.В. Болуж, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" (ИНН 2465068301, ОГРН 1022402482607)
к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801010830, ОГРН 1038800000250)
о признании недействующим Постановления № 11 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
о признании недействующим Постановления № 12 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
о признании недействующим Постановления № 13 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", при участии прокурора Красноярского края, при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гора И.В., представителя на основании доверенности от 05.05.2014
от ответчика: Мартынова Р.Е., представителя на основании доверенности от 08.07.2014,
от прокурора Красноярского края: Моргуна О.В. прокурор на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
установил:
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующими и отмене Постановления № 11 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; Постановления № 12 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; Постановления № 13 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.06.2014 возбуждено производство по делу.
Поскольку оспариваемые акты администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края носят нормативный характер, т.е. распространяются на неограниченный круг лиц, суд расценивает требования заявителя как требования о признании перечисленных Постановлений недействующими, в связи с чем, дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований, согласно доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Прокурор в судебном заседании пояснил, что оспариваемые постановления не противоречат нормативным актам, на соответствие которым они проверяются в настоящем судебном разбирательстве; требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлениями администрации п. Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 11.03.2013 № 11, № 12, № 13 определены границы территорий, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 1 данных Постановлений предусмотрено, минимальное расстояние от детских, образовательных и медицинских организаций, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, в п. Ессей составляет 1000 метров.
Пунктами 2 данных Постановлений установлены расстояния до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции: для МКДОУ "Детский сад п. Ессей" - 1300 м; для МКОУ "Ессейская средняя общеобразовательная школа" - 1300 м; для Ессейской врачебной амбулатории - 1300 м.
Постановления от 11.03.2013 № № 11 - 13 опубликованы в официальном средстве массовой информации, специально созданном для опубликования муниципальных правовых актов, "Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района".
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402482607.
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" имеет магазины, в том числе в п. Ессей на ул. Трактовая, 7, имеет лицензию на осуществление продажи розничной алкогольной продукции, выданной сроком до 30.11.2017.
По решению лицензионного органа (лицензия от 14.03.2014 № 24РПА0002729) магазин, расположенный по п. Ессей, по ул. Трактовая, 7, исключен из перечня объектов лицензирования объектов предприятия.
Считая, что установление такого минимального расстояния от детских, образовательных и медицинских организаций, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующим и отмене постановлений администрации поселка:
от 11.03.2013 № 11 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 11),
от 11.03.2013 № 12 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 12),
от 11.03.2013 № 13 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 13).
Оспариваемыми правовыми актами установлены минимальные расстояния от детских (Постановление № 11), образовательных (Постановление № 12) и медицинских (Постановление № 13) организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, в размере 1 000 метров (пункт 1), установлены расстояния до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, для МКДОУ "Детский сад п. Ессей" (Постановление № 11), МКОУ "Ессейская средняя общеобразовательная школа" (Постановление № 12) и Ессейская врачебная амбулатория (Постановление № 13) в размере 1 300 метров (пункт 2), а также утверждены схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции для данных организаций (пункт 3).
Оспариваемые Постановления № 11 - 13 опубликованы для всеобщего сведения в официальном средстве массовой информации, специально созданном для опубликования муниципальных правовых актов, "Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района", и являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат нормы общеобязательного характера, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
По мнению заявителя, оспариваемые правовые акты противоречат Федеральному закону от 22.11.1995 № 191-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425, нарушают права предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку утвержденные границы прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, в целом не позволяют осуществлять заявителю соответствующую деятельность на территории поселка Ессей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями).
Перечень мест, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена, определен пункт 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на прилегающих к ним территориях. К прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая порядок розничной продажи алкогольной продукции, предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 (далее - Правила № 1425), розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям. В силу пункта 4 Правил № 1425 территория, прилегающая к указанным организациям (прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (дополнительная территория).
Пунктом 6 Правил № 1425 предусмотрено, что соотношение максимального значения расстояния от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
На основании пункта 8 Правил № 1425 границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
Положение о способе расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей утверждено Постановлением администрации поселка Ессей от 06.03.2013 № 10.
На территории п. Ессей находится фельдшерско-акушерский пункт, школа и детский сад.
В соответствии с пунктом 5 Постановления администрации п. Ессей от 06.03.2013 № 10 "Об утверждении Положения о способе расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей" расстояние от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей определяется по прямой линии от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Вышеуказанными правовыми актами конкретные значения предельных (минимальных и максимальных) расстояний от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, не предусмотрены, что свидетельствует о праве органов местного самоуправления на самостоятельное определение таких границ с учетом конкретных особенностей местности и застройки населенных пунктов.
Следовательно, оспариваемые Постановления № 11 - 13, приняты уполномоченным должностным лицом органом местного самоуправления, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", что свидетельствует о законности оспариваемых заявителем нормативных актов.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" заявлено о возмещении судебных расходов в размере 92 000 рублей, из которых 2 000 рублей - государственная пошлина, 90 000 рублей юридические услуги.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" уплатило по платежным поручениям от 07.05.2014 № 964, от 02.06.2014 № 1195, № 1196 государственную пошлину в размере 6000 рублей, а также понесенные судебные расходы в размере 96 000 рублей, с учетом результата рассмотрения настоящего дела подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Отказать в удовлетворении заявления муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующими Постановлений от 11.03.2013: № 11 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; № 12 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; № 13 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Заявление проверено на соответствие Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановлению Правительства Российской Федерации "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" от 27.12.2012 № 1425.
Отказать в удовлетворении требования заявителя о взыскании 96 000 рублей судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
Е.А.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.БОЛУЖ
Е.М.ЧУРИЛИНА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу № А33-9839/2014
Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2014.
В полном объеме решение изготовлено 08.10.2014.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Е.А. Ивановой, судей Е.М. Чурилиной, Е.В. Болуж, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" (ИНН 2465068301, ОГРН 1022402482607)
к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801010830, ОГРН 1038800000250)
о признании недействующим Постановления № 11 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
о признании недействующим Постановления № 12 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
о признании недействующим Постановления № 13 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", при участии прокурора Красноярского края, при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гора И.В., представителя на основании доверенности от 05.05.2014
от ответчика: Мартынова Р.Е., представителя на основании доверенности от 08.07.2014,
от прокурора Красноярского края: Моргуна О.В. прокурор на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
установил:
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующими и отмене Постановления № 11 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; Постановления № 12 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; Постановления № 13 от 11.03.2013 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.06.2014 возбуждено производство по делу.
Поскольку оспариваемые акты администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края носят нормативный характер, т.е. распространяются на неограниченный круг лиц, суд расценивает требования заявителя как требования о признании перечисленных Постановлений недействующими, в связи с чем, дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований, согласно доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Прокурор в судебном заседании пояснил, что оспариваемые постановления не противоречат нормативным актам, на соответствие которым они проверяются в настоящем судебном разбирательстве; требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлениями администрации п. Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 11.03.2013 № 11, № 12, № 13 определены границы территорий, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 1 данных Постановлений предусмотрено, минимальное расстояние от детских, образовательных и медицинских организаций, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, в п. Ессей составляет 1000 метров.
Пунктами 2 данных Постановлений установлены расстояния до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции: для МКДОУ "Детский сад п. Ессей" - 1300 м; для МКОУ "Ессейская средняя общеобразовательная школа" - 1300 м; для Ессейской врачебной амбулатории - 1300 м.
Постановления от 11.03.2013 № № 11 - 13 опубликованы в официальном средстве массовой информации, специально созданном для опубликования муниципальных правовых актов, "Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района".
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402482607.
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" имеет магазины, в том числе в п. Ессей на ул. Трактовая, 7, имеет лицензию на осуществление продажи розничной алкогольной продукции, выданной сроком до 30.11.2017.
По решению лицензионного органа (лицензия от 14.03.2014 № 24РПА0002729) магазин, расположенный по п. Ессей, по ул. Трактовая, 7, исключен из перечня объектов лицензирования объектов предприятия.
Считая, что установление такого минимального расстояния от детских, образовательных и медицинских организаций, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующим и отмене постановлений администрации поселка:
от 11.03.2013 № 11 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 11),
от 11.03.2013 № 12 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 12),
от 11.03.2013 № 13 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 13).
Оспариваемыми правовыми актами установлены минимальные расстояния от детских (Постановление № 11), образовательных (Постановление № 12) и медицинских (Постановление № 13) организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, в размере 1 000 метров (пункт 1), установлены расстояния до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, включая продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания, для МКДОУ "Детский сад п. Ессей" (Постановление № 11), МКОУ "Ессейская средняя общеобразовательная школа" (Постановление № 12) и Ессейская врачебная амбулатория (Постановление № 13) в размере 1 300 метров (пункт 2), а также утверждены схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции для данных организаций (пункт 3).
Оспариваемые Постановления № 11 - 13 опубликованы для всеобщего сведения в официальном средстве массовой информации, специально созданном для опубликования муниципальных правовых актов, "Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района", и являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат нормы общеобязательного характера, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
По мнению заявителя, оспариваемые правовые акты противоречат Федеральному закону от 22.11.1995 № 191-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425, нарушают права предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку утвержденные границы прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, в целом не позволяют осуществлять заявителю соответствующую деятельность на территории поселка Ессей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями).
Перечень мест, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена, определен пункт 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на прилегающих к ним территориях. К прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая порядок розничной продажи алкогольной продукции, предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 (далее - Правила № 1425), розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям. В силу пункта 4 Правил № 1425 территория, прилегающая к указанным организациям (прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (дополнительная территория).
Пунктом 6 Правил № 1425 предусмотрено, что соотношение максимального значения расстояния от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
На основании пункта 8 Правил № 1425 границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
Положение о способе расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей утверждено Постановлением администрации поселка Ессей от 06.03.2013 № 10.
На территории п. Ессей находится фельдшерско-акушерский пункт, школа и детский сад.
В соответствии с пунктом 5 Постановления администрации п. Ессей от 06.03.2013 № 10 "Об утверждении Положения о способе расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей" расстояние от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселка Ессей определяется по прямой линии от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Вышеуказанными правовыми актами конкретные значения предельных (минимальных и максимальных) расстояний от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, не предусмотрены, что свидетельствует о праве органов местного самоуправления на самостоятельное определение таких границ с учетом конкретных особенностей местности и застройки населенных пунктов.
Следовательно, оспариваемые Постановления № 11 - 13, приняты уполномоченным должностным лицом органом местного самоуправления, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", что свидетельствует о законности оспариваемых заявителем нормативных актов.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" заявлено о возмещении судебных расходов в размере 92 000 рублей, из которых 2 000 рублей - государственная пошлина, 90 000 рублей юридические услуги.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" уплатило по платежным поручениям от 07.05.2014 № 964, от 02.06.2014 № 1195, № 1196 государственную пошлину в размере 6000 рублей, а также понесенные судебные расходы в размере 96 000 рублей, с учетом результата рассмотрения настоящего дела подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Отказать в удовлетворении заявления муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Эвенкийская база снабжения" к администрации поселка Ессей Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании недействующими Постановлений от 11.03.2013: № 11 "Об определении границ территорий, прилегающих к детским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; № 12 "Об определении границ территорий, прилегающих к образовательным организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; № 13 "Об определении границ территорий, прилегающих к медицинским организациям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Заявление проверено на соответствие Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановлению Правительства Российской Федерации "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" от 27.12.2012 № 1425.
Отказать в удовлетворении требования заявителя о взыскании 96 000 рублей судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
Е.А.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.БОЛУЖ
Е.М.ЧУРИЛИНА
------------------------------------------------------------------