Постановление Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.02.2014 N 44-176П "Об отчете Председателя контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. № 44-176П

ОБ ОТЧЕТЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ
СЛУЖБЫ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на основании Устава ЗАТО Железногорск, решения Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.10.2011 № 19-119Р "Об утверждении положения о Контрольно-ревизионной службе Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск", Совет депутатов постановил:
1. Принять к сведению отчет Председателя контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск "О работе Контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск за 2013 год", согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Глава ЗАТО г. Железногорск
В.В.МЕДВЕДЕВ





Приложение
к постановлению Совета депутатов
ЗАТО г. Железногорск
от 20 февраля 2014 г. № 44-176П

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК
ЗА 2013 ГОД

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с пунктом 19.2 Положения о Контрольно-ревизионной службе, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.10.2011 № 19-119Р. В нем отражены основные итоги деятельности контрольного органа за 2013 год по выполнению задач в сфере внешнего муниципального финансового контроля на территории закрытого административно-территориального образования.

I. ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА

Полномочия и функции Контрольно-ревизионной службы определяются ее компетенцией, установленной Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом ЗАТО Железногорск, Положением о Контрольно-ревизионной службе Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск.
В соответствии с этими документами деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования осуществлялась в 2013 году на основании утвержденных годовых и квартальных планов его работы, сформированных с учетом предложений постоянных комиссий Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск и Счетной палаты Красноярского края. При этом в ходе осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий наряду с выявлением нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств, в управлении и распоряжении муниципальным имуществом Контрольно-ревизионной службой в отчетном периоде особое внимание уделялось профилактическим мерам по их предупреждению в деятельности других участников бюджетного процесса.
Согласно утвержденным полномочиям одно из наиболее важных значений в плановой работе контрольно-счетного органа муниципального образования отводилось вопросу, относящемуся к исполнению требований статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ по осуществлению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за 2012 год, включавшей в себя проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку итогового заключения на годовой отчет Администрации ЗАТО Железногорск.
Постоянное внимание в деятельности Контрольно-ревизионной службы уделялось также анализу доходного потенциала городского округа, эффективности бюджетных расходов, достижению программных целей и задач, определенных органами местного самоуправления в области социально-экономического развития территории.
Отдельным системным направлением в работе контрольно-счетного органа ЗАТО Железногорск являлась экспертно-аналитическая работа, связанная с предварительной экспертизой проектов муниципальных правовых актов в сфере бюджетных и имущественных отношений.
В отчетном периоде было продолжено, начатое годом раньше, сотрудничество со Счетной палатой Красноярского края по вопросам осуществления контрольных мероприятий, относящихся к использованию бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства городского округа.
Новой формой работы Контрольно-ревизионной службы в прошедшем году стало проведение кустовых семинаров-совещаний по итогам проведенных проверок эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочных муниципальных программ "Молодежная политика", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ЗАТО Железногорск".
Дальнейшее развитие в 2013 году получила и публичная деятельность органа муниципального финансового контроля, как участника основных мероприятий, связанных с обсуждением и принятием местного бюджета, утверждением отчетов о его исполнении. Практически по итогам каждой проведенной сессии Совета депутатов сотрудники Контрольно-ревизионной службы участвовали в оценке ее бюджетных решений с представителями городских средств массовой информации.
В целом организация работы контрольно-счетного органа муниципального образования в истекшем году строилась, как и в предыдущие отчетные периоды, на основе базовых принципов его функционирования: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ ЗА 2013 ГОД

В прошедшем году муниципальным органом внешнего финансового контроля на плановой основе было проведено 11 контрольных и 10 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе, 9 - в порядке предварительного и 12 - в рамках текущего и последующего контроля бюджетной и экономической сфер жизнедеятельности ЗАТО Железногорск. Дополнительно к этому по предложениям Счетной палаты Красноярского края и органов местного самоуправления в рассматриваемом периоде Контрольно-ревизионной службой были подготовлены:
- тематический доклад "О результатах контрольной деятельности в сфере бюджетного инвестирования" для выступления на региональном семинаре-совещании контрольно-счетных органов муниципальных образований края;
- экспертно-аналитические данные для Главы ЗАТО г. Железногорск по анализу бюджетного финансирования в текущем пятилетие различных сфер жизнедеятельности городского округа с целью определения стратегии муниципальных расходов на 2014 год;
- контрольно-аналитические материалы для комиссии Совета депутатов по бюджету, финансам и налогам по обоснованности и эффективности затрат местного бюджета на организацию паромной переправы через реку Енисей;
- расчетно-статистические показатели по уровню оплаты населением ЗАТО Железногорск жилищно-коммунальных услуг за период 2011 - 2013 годов в рамках подготовки к предстоящему совместному со Счетной палатой Красноярского края контрольному мероприятию по предмету использования бюджетных средств, выделенных на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса муниципального образования.
В процессе реализации своих функциональных задач контрольно-счетным органом Совета депутатов в истекшем году было осуществлено:
- 7 экспертиз по изменениям и дополнениям бюджета ЗАТО Железногорск на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов;
- внешняя проверка отчета местной Администрации об исполнении бюджета муниципального образования за 2012 год;
- 3 комплексные проверки по анализу эффективности и целевому использованию средств местного бюджета и имущества городского округа в муниципальных организациях ЗАТО Железногорск, в том числе, выделенных на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов муниципальной собственности, на реализацию долгосрочной целевой программы "Молодежная политика", на осуществление строительства объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры для малоэтажной жилищной застройки на территории муниципального образования;
- анализ отчетов Администрации ЗАТО г. Железногорск о текущем исполнении местного бюджета за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2013 года;
- 2 экспертизы проектов бюджета городского округа на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов (первоначального и уточненного);
- участие в работе балансовой комиссии по рассмотрению ежегодных итогов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;
осуществление в составе рабочей группы органов местного самоуправления экспертизы 15 муниципальных программ ЗАТО Железногорск, подлежащих бюджетному финансированию в 2014 - 2016 годах;
- участие в 23 заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов по обсуждению проектов правовых актов местного самоуправления, связанных с налогообложением, бюджетным процессом, использованием, управлением и приватизацией муниципального имущества.
В целях исследования воздействия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетного сектора экономики ЗАТО Железногорск, главное внимание в отчетном периоде Контрольно-ревизионной службы было уделено проверкам, относящимся к использованию муниципальными казенными, бюджетными и автономными учреждениями ассигнований местного бюджета, выделенных на реализацию тех или иных задач социально-экономического развития территории. Общий объем проверенных в этом отношении бюджетных средств составил 107 638,2 тыс. руб., количество охваченных проверками объектов 73 единицы. В процессе проведенных контрольных мероприятий было выявлено более 100 финансовых нарушений и замечаний на общую сумму 3799,8 тыс. руб., преимущественно в отношении неэффективного использования бюджетных ресурсов. Объем устраненных в течение 2013 года недостатков составил 1306,9 тыс. руб., в том числе, по мероприятиям, проведенным в периоде, предшествующем отчетному 1305,3 тыс. руб.
По итогам осуществленных Контрольно-ревизионной службой экспертиз, в муниципальные учреждения и органы местного самоуправления было направлено 37 предложений, 12 из которых на момент составления настоящего отчета были полностью или частично учтены.
Согласно поступивших из правоохранительных органов запросов, в адрес Прокуратуры ЗАТО г. Железногорск было представлено 15 актов проведенных проверок по использованию муниципальными образовательными учреждениями бюджетных средств, полученных ими на создание необходимых условий для временной трудовой занятости несовершеннолетних граждан.
Все штатные сотрудники Контрольно-ревизионной службы прошли в истекшем году обучение на курсах повышения квалификации, что, безусловно, способствовало повышению уровня их профессионального мастерства.
Результаты проведенной органом внешнего муниципального финансового контроля работы были оценены Счетной палатой Красноярского края, по ходатайству которой в 2013 году председатель Контрольно-ревизионной службой Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск был отмечен Благодарственным письмом Губернатора региона.
Основными проблемными вопросами в рассматриваемом отчетном периоде в сфере формирования и использования средств местного бюджета, управления и распоряжения муниципальной собственностью по данным контрольно-счетного органа являлись:
- низкая доля налоговых и неналоговых доходов территории (порядка 30% от общего объема бюджетных поступлений), свидетельствующая об отсутствии у органов местного самоуправления ЗАТО Железногорск реальных возможностей для формирования за счет собственных ресурсов полноценного муниципального бюджета, обеспечивающего выполнение всех возложенных на них полномочий;
- наличие существенного объема бюджетных обязательств, принимаемых с нарушением требований статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, так называемых "инициативных расходов", финансируемых в рамках долгосрочных целевых программ "Старшее поколение", "Меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан" и т.п.;
- утверждение отдельных муниципальных программ с нарушением сроков, установленных постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 21.08.2013 № 1301 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ";
- неполное использование выделенных Федерацией межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО Железногорск, повлекшее за собой безрезультативный возврат определенной части этих поступлений в бюджет вышестоящего уровня;
- длительное и, как следствие, низкоэффективное освоение бюджетных инвестиций, выделенных МП "Гортеплоэнерго" на техническое перевооружение муниципальных котельных № 1, № 2, которое по соответствующей целевой программе должно было полностью завершиться еще в 2010 году;
- отсутствие в ЗАТО Железногорск муниципальных правовых актов, определяющих порядки проведения:
проверки сметной стоимости инвестиционных проектов на предмет достоверности использования направляемых на их реализацию бюджетных средств;
проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности (требования ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений");
необходимость обязательного исполнения функциональными и распорядительными органами местной Администрации законодательно установленных положений по осуществлению инвестиционной деятельности, направленной на создание или увеличение стоимости муниципального имущества, строго на договорной основе (требования ст. 8 указанного Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ);
- реализация дополнительных работ по электроснабжению на объекте внешних инженерных сетей для малоэтажной блокированной застройки по ул. Царевского с нарушением положений действующего законодательства об обязательном проведении государственной экспертизы вносимых в проектную документацию изменений, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- необоснованная (с точки зрения экономности использования бюджетных средств) практика расторжения контрактов по взаимному согласию сторон при не полностью выполненном объеме работ и последующим исполнением недовыполненных работ другими подрядными организациями по более высоким ценам;
- недопустимость подписания актов сдачи-приемки работ и осуществление их оплаты при отсутствии требующегося по договору или контракту полноценного конечного результата;
необходимость обязательного предъявления муниципальными заказчиками штрафных санкций за срыв подрядчиками не только итоговых, но и промежуточных этапов работ;
- потребность усиления внутреннего и ведомственного контроля за своевременностью исполнения муниципальными учреждениями договорных и контрактных обязательств в целях исключения возможных неэффективных расходов по оплате данными учреждениями неустоек за срыв возложенных на них обязательств;
- использование в качестве дополнительной меры, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов рекомендаций письма Росфиннадзора от 27.04.2009 № 43-0.1-07-25/1813 об отсутствии в заключаемых муниципальными организациями договорах и контрактах условий по авансовым платежам;
- целесообразность включения конкретной величины неустойки за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договорных обязательств в размере не менее одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ не только в контрактах, но и в договорах гражданско-правового характера, заключаемых, как правило, без проведения торгов;
- ненадлежащее выполнение получателями и пользователями бюджетных ассигнований установленных правил бухгалтерского учета при формировании первоначальной стоимости вновь создаваемых объектов основных средств;
- неправомерность использования рядом образовательных учреждений унифицированной формы ОС-3 для оформления факта передачи результатов работ по энергетическому обследованию данных организаций;
- необходимость должного исполнения всех требований Трудового кодекса РФ при заключении получателями и пользователями бюджетных средств трудовых договоров с несовершеннолетними гражданами.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ, ЗАДАЧИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В отчетном году Контрольно-ревизионной службой Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск на плановой основе была обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля за соблюдением установленного порядка:
подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;
управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
При этом главный акцент в контрольной деятельности данной службы в 2013 году был сделан на оценку результатов работы бюджетного сектора экономики в условиях действия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В целом за отчетный период контрольно-счетным органом было проведено 21 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, по результатам которых выявлено более 100 финансовых нарушений и замечаний на общую сумму 3799,8 тыс. руб. Общий объем проверенных бюджетных средств составил по муниципальным организациям 107638,2 тыс. руб., число объектов, охваченных контрольными мероприятиями 73 единицы.
Приведенные данные свидетельствуют о довольно существенном количестве нарушений, допускаемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями при использовании программно-целевых средств местного бюджета, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего усиления финансового контроля в указанной сфере бюджетных отношений. Причем особое внимание в этом вопросе следует уделить анализу достижения перечисленными получателями и пользователями бюджетных средств показателей результативности, утвержденных в муниципальных программах и заданиях на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов.
Кроме того следует также отметить, что массовый характер выявленных Контрольно-ревизионной службой нарушений по ненадлежащему исполнению муниципальными учреждениями условий заключаемых контрактов и договоров указывает на необходимость принятия соответствующих мер по укреплению их финансовой дисциплины.
В очередной раз приходится констатировать тот факт, что отсутствие утвержденных местными органами самоуправления муниципальных правовых актов, определяющих порядки проведения проверок сметной стоимости инвестиционных проектов на предмет достоверности использования направляемых на их реализацию бюджетных средств и эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, влечет за собой систематическое нарушение участниками бюджетного процесса требований ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и предопределяет необходимость скорейшего введения в действие на территории ЗАТО Железногорск указанных порядков.
Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют, в том числе, о наличие в городском округе такой неблагоприятной тенденции, как поэтапное сокращение доли расходов капитального характера в общей сумме затрат местного бюджета и достижение данной долей своего критичного значения с точки зрения восстановления муниципального имущества. Это состояние дел, безусловно, должно нацеливать органы местного самоуправления не только на активную работу по включению объектов капитального строительства ЗАТО Железногорск в инвестиционные, кластерные и другие программы федерального и регионального уровней, но и на проведение конкретных мероприятий по оптимизации текущих расходов бюджетного сектора экономики с целью перенаправления высвободившихся средств в развитие материально-технической базы муниципального образования.
С учетом изложенных выводов и достигнутых в прошедшем году результатов работы Контрольно-ревизионной службы, основными направлениями ее деятельности на 2014 год станут:
проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на оценку эффективности существующей сети муниципальных учреждений ЗАТО Железногорск;
продолжение дальнейшего сотрудничества со Счетной палатой Красноярского края по вопросам осуществления совместных контрольных мероприятий, относящихся к использованию бюджетных средств в сфере коммунального хозяйства, а также в области содействия развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального образования;
совершенствование механизма предварительного, текущего и последующего контроля за подготовкой и исполнением местного бюджета в соответствии с внедряемыми Контрольно-ревизионной службой стандартами ее деятельности;
анализ сохранности и эффективности использования имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями и предприятиями ЗАТО Железногорск;
оценка результативности исполнения муниципальных программ и их реального воздействия на показатели социально-экономического развития территории;
расширение гласности и публичной в деятельности контрольно-счетного органа при его взаимодействии с печатными и электронными средствами массовой информации.
В рассматриваемой связи в планах работы Контрольно-ревизионной службы на 2014 год в качестве базовых ее задач определены следующие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия:
- поведение проверки эффективности использования бюджетных средств в системе дополнительного образования ЗАТО Железногорск;
- участие в совместном со Счетной палатой Красноярского края контрольном мероприятии по проверке использования бюджетных средств, выделенных на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса ЗАТО Железногорск в 2012 - 2013 годах;
- осуществление внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2013 год;
- мониторинг исполнения бюджета городского округа за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 года;
- анализ на заседаниях балансовой комиссии итогов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий за 2013 год;
- экспертиза долгосрочных целевых программ ЗАТО Железногорск, подлежащих финансированию в 2015 году;
- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Железногорск;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета муниципального образования на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, подготовка доклада по обсуждению данного проекта на публичных слушаниях.
В заключение отчета целесообразно отметить, что для дальнейшего развития контрольно-счетной деятельности в ЗАТО Железногорск, обеспечения более действенных мер по выявлению и предупреждению неэффективных бюджетных расходов, органам местного самоуправления вполне обосновано можно рекомендовать продолжение ранее начатой работы по укреплению кадрового состава Контрольно-ревизионной службы, в том числе, за счет решения вопроса о выделении дополнительного бюджетного финансирования для привлечения к ее деятельности внештатных специалистов на платной основе.

Председатель
Контрольно-ревизионной службы
Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск
В.Г.ЛИФАНОВ


------------------------------------------------------------------