Решение Красноярского краевого суда от 20.11.2014 по делу N 3-65/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 N 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" " в части водоотведения>
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу № 3-65/2014
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.
при секретаре Богдановой Н.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., заявителя Манцветова Г.В., представителя Региональной энергетической комиссии по доверенности Сутыриной Л.А., директора ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" Сергеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Манцветова Геннадия Викторовича о признании недействующим Приказа № 500-в РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" недействующим в части водоотведения,
установил:
17.12.2013 г. Региональной энергетической комиссией Красноярского края принят Приказ № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615), которым установлены и введены в действие тарифы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 29,19 рублей/м3 без учета НДС, с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 30.76 рублей/м3 без учета НДС (п. 2.1 приложения № 7).
Приказ опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" № 94(1) 20.12.2013 г. и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
На основании подпункта 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 г. № 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения в части государственного регулирования цен (тарифов).
Манцветов Г.В. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением с учетом уточнения о признании недействующим п. 2.2 приложения № 7 к Приказу № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в части установления тарифов на водоотведение в размере 30,76 рублей/м3 (без НДС).
Оспариваемый тариф, по мнению заявителя, не соответствует Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", так как является экономически необоснованным, принятым на основании ложных сведений предоставленных ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края, которая в свою очередь эти сведения должным образом не проверила, что привело к необоснованному завышению тарифа, а следовательно и к нарушению его прав на законно установленный тариф, как потребителя услуг ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства".
В судебном заседании Манцветов Г.В. на удовлетворении заявления по его доводам настаивает, полагает, что Региональной энергетической комиссией Красноярского края не представлены доказательства подтверждающие законность установления оспариваемого им тарифа.
Представитель Региональной энергетической комиссией Красноярского края Сутырина Л.А., директор ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" Сергеева Н.В. возражают против удовлетворения заявленных требований, представлены отзывы (л.д. 40 - 44, 64 - 72, 142 - 144).
Заслушав представителей заявителей и заинтересованных лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения в сфере водоснабжения (в том числе холодного водоснабжения) и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 5 которого к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит, в частности: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края согласно пп. 1.1, 2.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 г. № 216-п является исполнительным органом государственной власти Красноярского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Красноярского края; ее одной из основных задач является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 3.67 Положения о РЭК Красноярского края решения правления энергетической комиссии оформляются в виде приказов.
Оспариваемый акт издан в форме Приказа уполномоченным органом в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также Положением о РЭК Красноярского края.
Приказ РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в в установленном законом порядке опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
Приказ содержит норму права, устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории с. Холмогорское, Шарыповского района, Красноярского края. Действие Приказа распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
С учетом изложенного, Приказ РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и может быть оспорен в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ принят РЭК Красноярского края в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с Законом Красноярского края от 18.12.2008 г. № 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края".
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для вывода о несоответствии Приказа РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в, Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения 13.05.2013 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - предельные индексы, Основы ценообразования), а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов установлен разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (п. 14).
В силу п. 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. Пункты 16 - 18 приведенных Правил содержат требования к содержанию заявления, указываемой в нем информации и документам, прилагаемым к такому заявлению.
Пункт 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает проведение органом регулирования тарифов экспертизы предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (требования к содержанию заключения - п. 26 Правил).
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Из материалов дела усматривается, что утверждению Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)", предшествовало заявление ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" об установлении тарифов (цен) на 2014 год от 23.04.2013 г. № 35 (л.д. 73).
В РЭК Красноярского края по заявлению ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" было открыто дело об установлении тарифов № 165-13в.
В соответствии с п. 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, РЭК Красноярского края провело экспертизу предложений ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов (л.д. 87 - 115).
Экспертное заключение соответствует требованиям п. 26 указанных Правил, в нем определен состав затрат ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства", связанных с производством и реализацией услуг организации, проведена оценка их экономической обоснованности. Экспертом также дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования, в том числе и по параметрам оспариваемым заявителем (затрат на электроэнергию и химреагенты).
Обоснованность экспертного заключения, правильность произведенных в нем расчетов, сомнений у суда не вызывает.
Убедительных доказательств опровергающих выводы эксперта заявителем суду не представлено.
При установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), что следует из экспертного заключения и решения по результатам рассмотрения предложений ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2014 год (л.д. 74 - 78) и не противоречит указанному выше законодательству.
Решение об установлении тарифов по заявлению ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" вынесено 17.12.2013 г. в форме приказа (л.д. 13) с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил посредством открытого голосования единогласно, что отражено в протоколе заседания правления РЭК (л.д. 74 - 78).
Суд полагает, что экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду, водоотведение, утвержденных для потребителей ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (с. Холмогорское, Шарыповского района, Красноярского края) подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением.
Доводы Манцветова Г.В. о необходимости использования при расчете тарифов сведений администрации муниципального образования о численности жителей, проживающих на территории с. Холмогорское, являются необоснованными, поскольку действующее законодательство (ст. 29 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э) исходит при определении объема принятых сточных вод, не из количества проживающих лиц в населенном пункте, а из количества абонентов предприятия, пользующихся данной услугой. При этом также учитываются потребители коммунальной услуги - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Органом регулирования в данном случае, при расчете тарифа правильно использованы данные о заключенных договорах с потребителями коммунальных услуг - население, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Так же Манцветов Г.В. считает, что ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" завышены затраты на электроэнергию с чем суд не может согласиться в силу следующего.
Для определения расчета предполагаемой к потреблению электрической энергии, обществом в орган регулирования представлены счета - фактуры на оплату фактически потребленной электрической энергии, выставленных гарантирующим поставщиком ОАО "Красноярскэнергосбыт" за предыдущие периоды, согласно которым ежемесячный платеж предприятия составляет в среднем около 100 тыс. рублей, эти затраты также подтверждаются данными о технических характеристиках установленного в ООО оборудования и числа часов работы этого оборудования, исходя из этого и была определена общая сумма затрат предприятия на электроэнергию на 2014 г.
Нельзя признать обоснованными и доводы Манцветова Г.В. об отсутствии необходимости включения в тариф затрат организации на приобретение хлорной извести.
Так, в силу п. 2 ст. 2 Закона о водоснабжении очистка сточных вод является обязательным элементом деятельности по водоотведению.
Согласно представленным регулирующим органом договорам аренды от 25.03.2010 г. № 11 - 15 (л.д. 120 - 139) в пользовании ООО "УЖКХ" находятся очистные сооружения: хлораторная, бак-смеситель, сточник, компрессорная, что подтверждает деятельность ООО по очистке сточных вод.
При формировании необходимой валовой выручки предприятия в состав производственных затрат включены расходы на приобретение химических реагентов хлорной извести и овицидного препарата "Пуролат-Бингсти" на общую сумму 89,14 тыс. рублей. Использование хлорной извести и препарата "Пуролат-Бингсти" при очистке сточных вод на основе нормативов технологических затрат химических реагентов, исходя из удельной дозы 5 г/куб. м, предусмотрено СНиП 2.04.03-85. Необходимость расходов на приобретение химических реагентов на общую сумму 89,14 тыс. подтверждено ООО "УЖКХ" соответствующими документами (л.д. 140).
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)" принят Региональной энергетической комиссией Красноярского края в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры, и в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Манцветову Г.В. в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
Манцветову Геннадию Викторовичу в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)" в части водоотведения противоречащим действующему законодательству - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Красноярского краевого суда
Д.И.ПАШКОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу № 3-65/2014
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.
при секретаре Богдановой Н.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., заявителя Манцветова Г.В., представителя Региональной энергетической комиссии по доверенности Сутыриной Л.А., директора ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" Сергеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Манцветова Геннадия Викторовича о признании недействующим Приказа № 500-в РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" недействующим в части водоотведения,
установил:
17.12.2013 г. Региональной энергетической комиссией Красноярского края принят Приказ № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615), которым установлены и введены в действие тарифы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 29,19 рублей/м3 без учета НДС, с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 30.76 рублей/м3 без учета НДС (п. 2.1 приложения № 7).
Приказ опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" № 94(1) 20.12.2013 г. и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
На основании подпункта 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 г. № 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения в части государственного регулирования цен (тарифов).
Манцветов Г.В. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением с учетом уточнения о признании недействующим п. 2.2 приложения № 7 к Приказу № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в части установления тарифов на водоотведение в размере 30,76 рублей/м3 (без НДС).
Оспариваемый тариф, по мнению заявителя, не соответствует Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", так как является экономически необоснованным, принятым на основании ложных сведений предоставленных ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края, которая в свою очередь эти сведения должным образом не проверила, что привело к необоснованному завышению тарифа, а следовательно и к нарушению его прав на законно установленный тариф, как потребителя услуг ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства".
В судебном заседании Манцветов Г.В. на удовлетворении заявления по его доводам настаивает, полагает, что Региональной энергетической комиссией Красноярского края не представлены доказательства подтверждающие законность установления оспариваемого им тарифа.
Представитель Региональной энергетической комиссией Красноярского края Сутырина Л.А., директор ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" Сергеева Н.В. возражают против удовлетворения заявленных требований, представлены отзывы (л.д. 40 - 44, 64 - 72, 142 - 144).
Заслушав представителей заявителей и заинтересованных лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения в сфере водоснабжения (в том числе холодного водоснабжения) и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 5 которого к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит, в частности: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края согласно пп. 1.1, 2.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 г. № 216-п является исполнительным органом государственной власти Красноярского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Красноярского края; ее одной из основных задач является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 3.67 Положения о РЭК Красноярского края решения правления энергетической комиссии оформляются в виде приказов.
Оспариваемый акт издан в форме Приказа уполномоченным органом в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также Положением о РЭК Красноярского края.
Приказ РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в в установленном законом порядке опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
Приказ содержит норму права, устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории с. Холмогорское, Шарыповского района, Красноярского края. Действие Приказа распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
С учетом изложенного, Приказ РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и может быть оспорен в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ принят РЭК Красноярского края в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с Законом Красноярского края от 18.12.2008 г. № 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края".
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для вывода о несоответствии Приказа РЭК Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в, Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения 13.05.2013 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - предельные индексы, Основы ценообразования), а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов установлен разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (п. 14).
В силу п. 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. Пункты 16 - 18 приведенных Правил содержат требования к содержанию заявления, указываемой в нем информации и документам, прилагаемым к такому заявлению.
Пункт 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает проведение органом регулирования тарифов экспертизы предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (требования к содержанию заключения - п. 26 Правил).
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Из материалов дела усматривается, что утверждению Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)", предшествовало заявление ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" об установлении тарифов (цен) на 2014 год от 23.04.2013 г. № 35 (л.д. 73).
В РЭК Красноярского края по заявлению ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" было открыто дело об установлении тарифов № 165-13в.
В соответствии с п. 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, РЭК Красноярского края провело экспертизу предложений ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов (л.д. 87 - 115).
Экспертное заключение соответствует требованиям п. 26 указанных Правил, в нем определен состав затрат ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства", связанных с производством и реализацией услуг организации, проведена оценка их экономической обоснованности. Экспертом также дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования, в том числе и по параметрам оспариваемым заявителем (затрат на электроэнергию и химреагенты).
Обоснованность экспертного заключения, правильность произведенных в нем расчетов, сомнений у суда не вызывает.
Убедительных доказательств опровергающих выводы эксперта заявителем суду не представлено.
При установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), что следует из экспертного заключения и решения по результатам рассмотрения предложений ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2014 год (л.д. 74 - 78) и не противоречит указанному выше законодательству.
Решение об установлении тарифов по заявлению ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" вынесено 17.12.2013 г. в форме приказа (л.д. 13) с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил посредством открытого голосования единогласно, что отражено в протоколе заседания правления РЭК (л.д. 74 - 78).
Суд полагает, что экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду, водоотведение, утвержденных для потребителей ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (с. Холмогорское, Шарыповского района, Красноярского края) подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением.
Доводы Манцветова Г.В. о необходимости использования при расчете тарифов сведений администрации муниципального образования о численности жителей, проживающих на территории с. Холмогорское, являются необоснованными, поскольку действующее законодательство (ст. 29 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э) исходит при определении объема принятых сточных вод, не из количества проживающих лиц в населенном пункте, а из количества абонентов предприятия, пользующихся данной услугой. При этом также учитываются потребители коммунальной услуги - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Органом регулирования в данном случае, при расчете тарифа правильно использованы данные о заключенных договорах с потребителями коммунальных услуг - население, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Так же Манцветов Г.В. считает, что ООО "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" завышены затраты на электроэнергию с чем суд не может согласиться в силу следующего.
Для определения расчета предполагаемой к потреблению электрической энергии, обществом в орган регулирования представлены счета - фактуры на оплату фактически потребленной электрической энергии, выставленных гарантирующим поставщиком ОАО "Красноярскэнергосбыт" за предыдущие периоды, согласно которым ежемесячный платеж предприятия составляет в среднем около 100 тыс. рублей, эти затраты также подтверждаются данными о технических характеристиках установленного в ООО оборудования и числа часов работы этого оборудования, исходя из этого и была определена общая сумма затрат предприятия на электроэнергию на 2014 г.
Нельзя признать обоснованными и доводы Манцветова Г.В. об отсутствии необходимости включения в тариф затрат организации на приобретение хлорной извести.
Так, в силу п. 2 ст. 2 Закона о водоснабжении очистка сточных вод является обязательным элементом деятельности по водоотведению.
Согласно представленным регулирующим органом договорам аренды от 25.03.2010 г. № 11 - 15 (л.д. 120 - 139) в пользовании ООО "УЖКХ" находятся очистные сооружения: хлораторная, бак-смеситель, сточник, компрессорная, что подтверждает деятельность ООО по очистке сточных вод.
При формировании необходимой валовой выручки предприятия в состав производственных затрат включены расходы на приобретение химических реагентов хлорной извести и овицидного препарата "Пуролат-Бингсти" на общую сумму 89,14 тыс. рублей. Использование хлорной извести и препарата "Пуролат-Бингсти" при очистке сточных вод на основе нормативов технологических затрат химических реагентов, исходя из удельной дозы 5 г/куб. м, предусмотрено СНиП 2.04.03-85. Необходимость расходов на приобретение химических реагентов на общую сумму 89,14 тыс. подтверждено ООО "УЖКХ" соответствующими документами (л.д. 140).
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)" принят Региональной энергетической комиссией Красноярского края в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры, и в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Манцветову Г.В. в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
Манцветову Геннадию Викторовичу в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.12.2013 г. № 500-в "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" (Шарыповский район, с. Холмогорское, ИНН 2459015615)" в части водоотведения противоречащим действующему законодательству - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Красноярского краевого суда
Д.И.ПАШКОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------