Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.12.2014 по делу N 33-11165/2014 <Об отмене Решения суда Туруханского района Красноярского края от 25.09.2014 и признании недействующим Решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 года N 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера" в части установления в приложении N 2 коэффициента К1 земли сельскохозяйственного назначения, межселенная территория, и в приложении N 3 коэффициента К2>
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу № 33-11165/2014
Судья Вениченко Ю.В.
А-65
17 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.,
судей Данцевой Т.Н., Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания П.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера поселка Советская Речка "Олдомон" (Рыбное) об оспаривании нормативно-правового акта Туруханского районного Совета депутатов,
по апелляционной жалобе Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера поселка Советская Речка "Олдомон" (Рыбное),
на решение суда Туруханского района Красноярского края от 25 сентября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера п. Советская Речка "Олдомон" (Рыбное) - (далее по тексту - СРО "Олдомон") обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 года № 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера" (далее - Решение № 27-416) в части установления коэффициентов К1 и К2.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением утверждены коэффициенты, необходимые для использования при расчете размера арендной платы за аренду земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения. Администрацией Туруханского района с применением указанных коэффициентов был произведен расчет арендной платы земельного участка площадью около 850 тыс. га, испрашиваемого СРО "Олдомон" для ведения традиционных видов деятельности - оленеводства, размер которой составил 139,9 млн.рублей в год. СРО "Олдомон" считает, что размеры утвержденных оспариваемым решением коэффициентов не учитывают специфику категории арендатора, специфику целей и режима использования земельного участка, и не соответствуют действующему законодательству, которое предписывает при установлении размера арендной платы не только использовать экономические показатели, но и учитывать социальную составляющую, т.к. территория Туруханского района отнесена к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. Установленные оспариваемым решением коэффициенты К1 и К2 нарушают права общины, поскольку препятствуют ей реализовать право на получение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения традиционных видов деятельности.
Судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе СРО "Олдомон" просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, а также несоответствующим действующему законодательству.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя СРО "Олдомон" Я., заключение прокурора Назаркина В.П., просившего об удовлетворении жалобы, считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон № 7-2542), размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев определения размера арендной платы в результате проведения торгов (конкурсов, аукционов), если иное не установлено федеральными законами (часть 1).
При определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (часть 4).
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x K1 x К2, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Согласно части 6 статьи 12 Закона № 7-2542 коэффициенты K1, К2 и КЗ определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2 утверждается Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2).
Согласно пункту 1 Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2, расчет экономической обоснованности коэффициентов K1, K2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Решением № 27-416 утверждено приложение № 2, согласно которому коэффициент К1, для расчета арендной платы за использование земельных участков из земель категории земли сельскохозяйственного назначения на межселенных территориях в границах муниципального образования Туруханский район, установлен в размере 0,09.
Кроме того, этим же Решением № 27-416 утверждено приложение № 3, согласно которому коэффициент К2, применяемый при расчете размеров арендной платы за использование земельных участков в границах муниципального образования Туруханский район для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, установлен в размере 0,1.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Туруханским районным Советом депутатов, при установлении коэффициентов К1 и К2, был соблюден порядок в части обязательного расчета экономической обоснованности коэффициентов, предусмотренный законодательством.
Этот вывод судом сделан без надлежащей правовой оценки следующих норм федерального законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление Правительства РФ № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ № 582 названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства № 582 установлен предельный размер арендной платы - 0,01% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 7 статьи 395 НК РФ освобождаются от налогообложения физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Применяемые для расчета арендной платы коэффициенты К1 и К2, установленные Решением № 27-416, устанавливают 0,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка (0,09 x 0,1 = 0,009 x 100 = 0,9%).
Таким образом, Решение № 27-416 в данной части противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение суда Туруханского района Красноярского края от 25 сентября 2014 года отменить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 года № 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера" в части установления в приложении № 2 коэффициента К1 земли сельскохозяйственного назначения, межселенная территория, и в приложении № 3 коэффициента К2.
Председательствующий судья
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Судьи
Т.Н.ДАНЦЕВА
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
------------------------------------------------------------------
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу № 33-11165/2014
Судья Вениченко Ю.В.
А-65
17 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.,
судей Данцевой Т.Н., Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания П.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера поселка Советская Речка "Олдомон" (Рыбное) об оспаривании нормативно-правового акта Туруханского районного Совета депутатов,
по апелляционной жалобе Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера поселка Советская Речка "Олдомон" (Рыбное),
на решение суда Туруханского района Красноярского края от 25 сентября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера п. Советская Речка "Олдомон" (Рыбное) - (далее по тексту - СРО "Олдомон") обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 года № 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера" (далее - Решение № 27-416) в части установления коэффициентов К1 и К2.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением утверждены коэффициенты, необходимые для использования при расчете размера арендной платы за аренду земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения. Администрацией Туруханского района с применением указанных коэффициентов был произведен расчет арендной платы земельного участка площадью около 850 тыс. га, испрашиваемого СРО "Олдомон" для ведения традиционных видов деятельности - оленеводства, размер которой составил 139,9 млн.рублей в год. СРО "Олдомон" считает, что размеры утвержденных оспариваемым решением коэффициентов не учитывают специфику категории арендатора, специфику целей и режима использования земельного участка, и не соответствуют действующему законодательству, которое предписывает при установлении размера арендной платы не только использовать экономические показатели, но и учитывать социальную составляющую, т.к. территория Туруханского района отнесена к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. Установленные оспариваемым решением коэффициенты К1 и К2 нарушают права общины, поскольку препятствуют ей реализовать право на получение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения традиционных видов деятельности.
Судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе СРО "Олдомон" просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, а также несоответствующим действующему законодательству.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя СРО "Олдомон" Я., заключение прокурора Назаркина В.П., просившего об удовлетворении жалобы, считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон № 7-2542), размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев определения размера арендной платы в результате проведения торгов (конкурсов, аукционов), если иное не установлено федеральными законами (часть 1).
При определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (часть 4).
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x K1 x К2, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Согласно части 6 статьи 12 Закона № 7-2542 коэффициенты K1, К2 и КЗ определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2 утверждается Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2).
Согласно пункту 1 Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, К2, расчет экономической обоснованности коэффициентов K1, K2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Решением № 27-416 утверждено приложение № 2, согласно которому коэффициент К1, для расчета арендной платы за использование земельных участков из земель категории земли сельскохозяйственного назначения на межселенных территориях в границах муниципального образования Туруханский район, установлен в размере 0,09.
Кроме того, этим же Решением № 27-416 утверждено приложение № 3, согласно которому коэффициент К2, применяемый при расчете размеров арендной платы за использование земельных участков в границах муниципального образования Туруханский район для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, установлен в размере 0,1.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Туруханским районным Советом депутатов, при установлении коэффициентов К1 и К2, был соблюден порядок в части обязательного расчета экономической обоснованности коэффициентов, предусмотренный законодательством.
Этот вывод судом сделан без надлежащей правовой оценки следующих норм федерального законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление Правительства РФ № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ № 582 названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства № 582 установлен предельный размер арендной платы - 0,01% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 7 статьи 395 НК РФ освобождаются от налогообложения физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Применяемые для расчета арендной платы коэффициенты К1 и К2, установленные Решением № 27-416, устанавливают 0,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка (0,09 x 0,1 = 0,009 x 100 = 0,9%).
Таким образом, Решение № 27-416 в данной части противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение суда Туруханского района Красноярского края от 25 сентября 2014 года отменить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 года № 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера" в части установления в приложении № 2 коэффициента К1 земли сельскохозяйственного назначения, межселенная территория, и в приложении № 3 коэффициента К2.
Председательствующий судья
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Судьи
Т.Н.ДАНЦЕВА
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
------------------------------------------------------------------