Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.12.2014 по делу N А33-19561/2014 <Заявление о признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства удовлетворено, поскольку на дату обращения административный регламент предусматривал единственную причину отказа в выдаче разрешения - нарушение требований ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, а ответчик не провел проверку документов на соответствие данным требованиям и отказал в выдаче разрешения в связи с предоставлением неполного пакета документов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу № А33-19561/2014

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" (ИНН 2460242820, ОГРН 1122468066423) к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840) о признании недействительным Постановления от 30.06.2014 № 383, об обязании устранить допущенные нарушения, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления архитектуры администрации города Красноярска, с участием в судебном заседании представителей заявителя Титова В.С. на основании доверенности от 14.05.2014 № 10, Игнатьева Е.А. на основании доверенности от 30.10.2014, представителя ответчика Приставкиной Т.Г. на основании доверенности от 30.10.2014 № 01-7385, представителя третьего лица Митряковой О.В. на основании доверенности от 26.11.2014 № 4407, протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания А.И. Еремеева,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой" (ООО "Сибстрой) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска о признании недействительным Постановления от 30.06.2014 № 383, об обязании устранить допущенные нарушения.
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.10.2014 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что оспариваемый акт соответствует закону, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Сибстрой", являясь правообладателем земельного участка, неоднократно обращалось в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Красноярска, в иные органы администрации города Красноярска с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства (до 1 м отступ от красной линии) (заявления от 12.08.2013,08.11.2013,27.11.2013, 16.01.2014).
Пунктом 2.2.4 градостроительного плана земельного участка предусмотрен отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 6 м.
В ответ на заявление от 16.01.2014 года Администрацией города Красноярска вынесено Постановление № 383 от 30.06.2014 "Об отказе ООО "Сибстрой" в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" с указанием причины отказа - нарушение требований части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявитель, полагая, что указанный актом нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.
Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 2. Правила землепользования и застройки включают в себя: 3) градостроительные регламенты.
Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
5. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 07.09.2012 № 141-р (в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением администрации города от 05.09.2011 № 359 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения регламентов оказания услуг администрацией города Красноярска и внесении изменений в Постановление Главы города от 25.02.2009 № 57", ст. ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решения о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее, административный регламент).
Согласно пункту 16 административного регламента (в ред. Распоряжений администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 187-р, от 03.12.2013 № 264-р),
документами, представление которых необходимо при обращении с Заявлением, являются:
1) копия документа, удостоверяющего личность Заявителя, являющегося физическим лицом;
2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель Заявителя;
3) сведения о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) документы, подтверждающие получение согласия лиц, указанных в подпункте 3 пункта 16 настоящего Регламента, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц;
5) документы, подтверждающие права на земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение, в случае если права на земельный участок или объект капитального строительства не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Подпункт 6) пункта 16 Административного регламента о необходимости представления при обращении письменного обоснования для обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введен Распоряжением администрации г. Красноярска от 06.05.2014 № 147-р.
Представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 16 настоящего Регламента (в том числе, документов, предусмотренных подпунктом 6) пункта 16) является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение, согласно пунктам 18, 19 Регламента.
На дату обращения заявителя с заявлением (14.01.2014) пункт 16 Регламента не содержал подпункта 6 пункта 16, а пунктом 19 Регламента предусматривалось, что "основания для отказа в предоставлении Муниципальной услуги отсутствуют".
Следовательно, отказ Администрации города Красноярска заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" по причине нарушения требований части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соответствует требованиям как законодательства действовавшего как на момент подачи заявления (14.01.2014), так и на момент принятия оспариваемого акта. Иных причин отказа в предоставлении разрешения оспариваемый акт не содержит. Значит, отказ в предоставлении разрешения на отклонение является не мотивированным.
Суд отмечает, что отсутствие в пункте 19 Регламента (в редакции от 03.12.2013) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, не влечет обязанность административного органа, при предоставлении заинтересованным лицом необходимых документов (пункт 16 Регламента), наличии заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, рекомендации комиссии о предоставлении разрешения, предоставить такое разрешение без проверки документов на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, части 1 статьи 40 (наличие характеристик земельного участка неблагоприятных для застройки), статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии соблюдения баланса публичного и частного интереса, с указанием соответствующих выводов в решении об отказе в предоставлении разрешения.
Доказательств исследования административным органом указанных вопросов суду не представлено.
При этом, следует учесть, что нарушение требований технических регламентов или нормативов градостроительного проектирования при размещении объекта капитального строительства или реконструкции (независимо от наличия или отсутствия указанного условия в Регламенте в определенной редакции) является основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение в соответствии с нормами Градостроительного кодекса.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, оспариваемый акт не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, соразмерным способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя является возложение на администрацию города Красноярска повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" от 16.01.2014 о предоставлении разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства, в соответствии с действующим законодательством и с учетом содержания настоящего судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с администрации города Красноярска в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать недействительным Постановление администрации города Красноярска № 383 от 30.06.2014 "Об отказе ООО "Сибстрой" в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обязать администрацию города Красноярска повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" от 16.01.2014 о предоставлении разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства, в соответствии с действующим законодательством и с учетом содержания настоящего судебного акта.
Оспариваемый акт проверен судом на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ


------------------------------------------------------------------