Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.12.2014 по делу N А33-1580/2014 <О признании частично недействующими пунктов 26, 30 приложения 1 к Постановлению администрации г. Канска Красноярского края от 22.06.2012 N 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу № А33-1580/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Чурилиной Е.М.,
судей: Ражкова Р.А., Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к администрации города Канска Красноярского края (ИНН 2450010250, ОГРН 1022401360662)
об оспаривании Постановления от 22.06.2012 № 1021 в части установления коэффициента К1, используемого при расчете арендной платы,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска"
с участием в деле прокуратуры Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гоффмана В.В. на основании доверенности от 24.12.2013,
от ответчика: Запольской Г.А. на основании доверенности от 26.03.2014,
от прокуратуры Красноярского края: Марченко И.В. на основании служебного удостоверения (до перерыва),
от муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска": Запольской Г.А. на основании доверенности от 03.03.2014.
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Червяковой Н.А. (до перерыва), секретарем судебного заседания Анкудиновой А.В. (после перерыва),

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - ОАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Канска Красноярского края об оспаривании Постановления от 22.06.2012 № 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск" в части установления:
коэффициента К1, используемого при расчете арендной платы (пункт 30 приложения № 1 к Постановлению) в зависимости от вида территориальной зоны:
земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики:
- 0,0383 (жилая зона 3, зона садоводства и дачного хозяйства);
- 0,0383 (жилая зона 1, усадебной, коттеджной застройки дачного хозяйства);
- 0,0344 (производственно-коммунальные зоны);
- 0,0356 (зоны инженерной и транспортной инфраструктур);
- 0,0441 (рекреационные зоны);
- 0,0449 (зоны естественного ландшафта);
коэффициента К 1 (пункт 26 приложения 1 к Постановлению):
земельные участки, предназначенные для размещения производственных сооружений - 0,0720 в следующих зонах:
- жилая зона: 2, застройки средней этажности, жилые многоэтажной застройки;
- производственно-коммунальные зоны;
- рекреационные зоны.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2014 возбуждено производство по делу.
Представителем прокуратуры Красноярского края представлено суду заявление о вступлении в дело. В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление принято арбитражным судом; дело рассмотрено с участием прокуратуры Красноярского края, представившей в материалы дела соответствующее заявление.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 04.12.2014.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.
В судебном заседании представитель заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика и третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением администрации г. Канска от 22.06.2012 № 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск" утверждены значения коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендаторов (К2), применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории города Канска, согласно приложениям 1, 2.
Указанное Постановление опубликовано 27.06.2012 в местном официальном печатном издании - газете "Официальный Канск" № 4.
Согласно пункту 26 приложения 1 к указанному Постановлению коэффициент определения арендной платы (К1) за земельные участки на территории муниципального образования город Канск по видам разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных сооружений: в жилой зоне 2, застройки средней этажности, жилые многоэтажной застройки; производственно-коммунальной зоне (4) и рекреационной зоне (8) составляет 0,0720.
По пункту 30 приложения 1 к указанному Постановлению коэффициент определения арендной платы (К1) за земельные участки на территории муниципального образования город Канск по видам разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики в зависимости от вида территориальной зоны составляет:
- жилой зоны 3, зоны садоводства и дачного хозяйства - 0,0383;
- жилой зоны 1, усадебной, коттеджной застройки дачного хозяйства - 0,0383;
- производственно-коммунальной зоны (4) - 0,0344;
- зоны инженерной и транспортной инфраструктур (6) - 0,0356;
- рекреационные зоны (8) - 0,0441;
- зоны естественного ландшафта (9) - 0,0449.
Полагая, что оспариваемое в части установления указанного коэффициента Постановление нарушает имущественные права общества, возлагает на него дополнительные обязанности по несению необоснованных расходов на аренду земельных участков, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель полагает, что оспариваемый в части нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582) в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Согласно материалам дела (в том числе договорам аренды земельных участков от 20.04.2010 № А3-146-10, от 20.05.2011 № А3-115-11 и от 29.11.2013 № А3-327-13) муниципальным образованием город Канск ОАО "МРСК Сибири" переданы в аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Между ОАО "МРСК Сибири" (арендатором) и муниципальным образованием город Канск (арендодателем) заключены приведенные договоры аренды, в том числе в целях размещения подстанций, нежилых зданий конторского, складского и промышленного назначений (договор от 20.04.2010 № А3-146-10); воздушных ЛЭП (договоры от 20.05.2011 № А3-115-11, от 29.11.2013 № А3-327-13).
Порядок определения размера арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 названного Закона при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края от - № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициент К1 определяется решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией города Канска в соответствии с делегированными ей полномочиями.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок от 18.03.2010 № 121 -п).
Согласно пункту 1 Порядка от 18.03.2010 № 121-п порядок расчета экономической обоснованности коэффициента К1 разработан в соответствии со статьей 12 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542.
Расчет экономической обоснованности коэффициента К1, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Пунктом 2 Порядка от 18.03.2010 № 121-п предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждает коэффициент К1, исходя из следующих основных принципов:
принципа экономической обоснованности;
принципа предсказуемости расчета арендной платы;
принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы;
принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки;
принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принципа запрета необоснованных предпочтений.
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициента К1 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
- провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
- провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
- провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
В подтверждение наличия экономического обоснования коэффициентов определения арендной платы (К1) для земельных участков на территории муниципального образования город Канск, учитывающего вид вышеприведенного разрешенного использования в материалы дела представлен отчет о научно-исследовательской работе по расчету экономически обоснованных коэффициентов К1 и К2 от 07.06.2012.
Указанный отчет не может быть принят судом в качестве надлежащего экономического обоснования величины коэффициента (К1) в связи со следующим.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ) годовой размер арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи и другие подобные сооружения (линейные объекты), не может быть выше двух процентов их кадастровой стоимости.
Принимая во внимание особый характер рассматриваемых объектов, приведенная норма представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Согласно материалам дела часть земельных участков арендована ОАО "МРСК Сибири" под размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития строений, сооружений, устройств энергетики.
По пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 № 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Следовательно, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела (в том числе перечня объектов, находящихся на земельных участках, предоставленных в аренду, расчета арендной платы к вышеуказанным договорам аренды), расчет арендной платы производился с учетом коэффициента К1, установленного оспариваемым в части постановлением от 22.06.2012 № 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск".
Рассчитанная с учетом установленного коэффициента арендная плата за земельные участки превышает 2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи (линейные объекты), и 1,5% - в отношении участков, на которых расположены иные объекты электроэнергетики, что противоречит указанным нормативным актам.
Изложенное свидетельствует о незаконности Постановления ответчика от 22.06.2012 № 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск" в части установления:
коэффициента К1, используемого при определении арендной платы за земельные участки с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития, наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики" (пункт 30 приложения 1) по следующим видам территориальной зоны:
- усадебная, коттеджная застройка (жилая зона, 1) - 0,0383;
- зоны садоводства и дачного хозяйства (жилая зона, 3) - 0,0383;
- производственно-коммунальные зоны (4) - 0,0344;
- зоны инженерной и транспортной инфраструктур (6) - 0,0356;
- рекреационные зоны (8) - 0,0441;
- зоны естественного ландшафта (9) - 0,0449.
коэффициента К1, используемого при определении арендной платы за земельные участки с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения производственных сооружений" (пункт 26 приложения 1), в части размещения объектов энергетики (подстанций), по следующим видам территориальной зоны:
- застройки средней этажности, жилой многоэтажной застройки (жилая зона, 2) - 0,0720;
- производственно-коммунальные зоны (4) - 0,0720.
Таким образом, в рассматриваемой части заявление общества подлежит удовлетворению.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе договором аренды от 20.04.2010 № А3-146-10, кадастровыми паспортами земельных участков от 17.07.2009 № № 24ЗУ/09-227291, 24ЗУ/09-227296 и 24ЗУ/09-227308), что земельный участок с кадастровым номером 24:51:0203067:65 предоставлен обществу для эксплуатации нежилого здания конторского назначения; земельный участок с кадастровым номером 24:51:0203088:48 - для эксплуатации нежилого здания промышленного назначения и земельный участок с кадастровым номером 24:51:0203088:49 - для эксплуатации нежилого здания промышленного назначения и нежилого здания складского назначения.
Доказательства того, что указанные нежилые здания, расположенные в рекреационной зоне на земельных участках, предназначенных для эксплуатации производственных зданий, относятся к объектам электроэнергетики, в материалах дела отсутствуют, суду не предоставлены.
Учитывая вышеизложенное в удовлетворении требования заявителя об оспаривании Постановления от 22.06.2012 № 1021 в части установления коэффициента К 1 (пункт 26 приложение 1 к Постановлению), используемого при расчете арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения производственных сооружений в рекреационной зоне следует отказать.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" удовлетворить частично.
Признать Постановление администрации города Канска Красноярского края от 22.06.2012 № 1021 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования город Канск" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п "Об утверждении порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", и недействующим в части установления:
коэффициента К1, используемого при определении арендной платы за земельные участки с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития, наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики" (пункт 30 приложения 1) по следующим видам территориальной зоны:
- усадебная, коттеджная застройка (жилая зона, 1) - 0,0383;
- зоны садоводства и дачного хозяйства (жилая зона, 3) - 0,0383;
- производственно-коммунальные зоны (4) - 0,0344;
- зоны инженерной и транспортной инфраструктур (6) - 0,0356;
- рекреационные зоны (8) - 0,0441;
- зоны естественного ландшафта (9) - 0,0449.
коэффициента К1, используемого при определении арендной платы за земельные участки с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения производственных сооружений" (пункт 26 приложения 1), в части размещения объектов энергетики (подстанций), по следующим видам территориальной зоны:
- застройки средней этажности, жилой многоэтажной застройки (жилая зона, 2) - 0,0720;
- производственно-коммунальные зоны (4) - 0,0720.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Взыскать с администрации города Канска Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Е.М.ЧУРИЛИНА

Судьи
Р.А.РАЖКОВ
Е.В.БОЛУЖ


------------------------------------------------------------------