Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.04.2014 по делу N 33-3948/2014 <Об изменении Решения Ачинского городского суда Красноярского края от 26.02.2014 в части определения момента, с которого следует считать недействующими подпункты 2.9.2.12 - 2.9.2.16, 2.9.2.18 - 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных >
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № 33-3948/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Пашковского Д.И., Данцевой Т.Н.,
с участием прокурора Жилкина П.А.,
при секретаре: Т.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, о признании несоответствующим федеральному законодательству и частично недействующим Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города от 26 октября 2009 года № 270-п, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Т.О. на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п (в ред. Постановления администрации г. Ачинска Красноярского края от 20.04.2012 года № 146-п, Постановления главы г. Ачинска Красноярского края от 27.09.2012 года № 0020-п, Постановлений администрации г. Ачинска Красноярского края от 29.10.2012 года № 337-п, от 14.12.2012 года № 417-п, от 01.02.2013 года № 024-п, от 26.03.2013 года № 121-п, от 11.06.2013 года № 224-п, от 24.07.2013 года № 261-п, от 11.11.2013 года № 406-п, с изм., внесенными Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 01.10.2012 № 307-п).
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Ачинская газета".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
установила:
Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением приведенного выше содержания.
Заявленные требования мотивированы тем, что пунктом 2.9.2 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, установлено, что первоочередным правом определения детей в дошкольные образовательные учреждения пользуются: участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п.п. 2.9.2.12), одинокие родители (п.п. 2.9.2.13), вынужденные переселенцы (п.п. 2.9.2.14), беженцы (п.п. 2.9.2.15), воспитатели, помощники воспитателей, младших воспитателей, педагогические работники муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.16), находящиеся под опекой (п.п. 2.9.2.18); медицинские работники муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.19), работники предприятий в рамках договоров благотворительности, соглашений по реализации социальных проектов на территории города Ачинска на дополнительно созданные места в дошкольных образовательных учреждениях города (п.п. 2.9.2.20).
При этом данное положение не содержит какой-либо ссылки на федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми гражданам предоставляется соответствующее право. Учредитель образовательного учреждения (органы местного самоуправления) имеет право определять правила приема граждан в образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не право устанавливать льготы отдельным категориям граждан. Льготы для определенной категории граждан при приеме в дошкольное образовательное учреждение могут быть установлены исключительно нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Т.О. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что из буквального толкования абз. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ все действия, которые администрация г. Ачинска предпринимает для получения детьми дошкольного возраста дошкольного образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления - администрации города, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации образовательных программ. Таким образом, законодатель определил какими полномочиями в сфере образования в отношении муниципальных образовательных организаций органы местного самоуправления не обладают. Иного запрета или изъятия по полномочиям органов местного самоуправления закон не содержит. Поскольку льготы устанавливаются для граждан при комплектовании в муниципальные дошкольные учреждения, администрация г. Ачинска обладает правом определять порядок предоставления мест в дошкольных учреждениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя администрации г. Ачинска Т.О., поддержавшей доводы своей жалобы, заключение прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании) (часть 1). Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом (часть 4). В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5). Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Постановлением главы города Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п было утверждено Положение о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города. Подпунктом 2.9.2 данного положения определено, что право на первоочередное предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях имеют дети: участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п.п. 2.9.2.12), одиноких родителей (п.п. 2.9.2.13), вынужденных переселенцев (п.п. 2.9.2.14), беженцев (п.п. 2.9.2.15), воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей, педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.16), находящиеся под опекой (п.п. 2.9.2.18); медицинских работников муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.19), работников предприятий в рамках договоров благотворительности, соглашений по реализации социальных проектов на территории города Ачинска на дополнительно созданные места в дошкольных образовательных учреждениях города (п.п. 2.9.2.20).
Надлежащим образом установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, которыми предусмотрены льготы в виде первоочередного права на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения детей отдельных категорий граждан противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку органы местного самоуправления не наделены законом правом осуществления самостоятельного нормативного регулирования по установлению льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по приему в детские дошкольные учреждения.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части выводов о несоответствии оспариваемых норм федеральному законодательству является верным, основанным на надлежащем анализе нормативных актов, имеющих большую юридическую силу в системе правового регулирования правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе и путем сопоставления таких актов между собой.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку судом неверно определен момент, с которого следует считать оспариваемые нормы недействующими.
В данном случае, Судебная коллегия, исходя из необходимости достижения цели обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение определенного периода времени оспариваемых положений Постановления главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, приходит к выводу, что оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Ачинска о том, что орган местного самоуправления имеет право определять правила приема граждан в образовательные учреждения в соответствии с законодательством РФ, в том числе, и путем нормативного регулирования предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, Судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку льготы и преимущества по зачислению детей отдельных категорий граждан в детские дошкольные учреждения могут в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливаться только законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку данный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять только сами правила приема в образовательные учреждения муниципального образования, что предусмотрено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Льготы и преимущества приема для детей отдельных категорий граждан могут быть установлены нормативным актом муниципального образования только в пределах тех льгот и преимуществ, которые установлены законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Самостоятельное нормативное регулирование и расширение круга лиц, имеющих право на дополнительные льготы и преимущества, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, производить не вправе.
Ссылаясь на абз. 1 п. 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" администрация г. Ачинска фактически отождествляет такие понятия как "право учредителя определять правила приема граждан в образовательное учреждение" и "право учредителя устанавливать льготы отдельным категориям граждан". Однако данная позиция является ошибочной, поскольку, как было указано выше, правом устанавливать льготы отдельным категориям граждан, в данном случае, органы муниципального образования не обладают.
Кроме того, обозначенная правовая норма содержит указание на необходимость соответствия правил приема законодательству Российской Федерации. Однако действующее российское законодательство не предусматривает для детей участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; вынужденных переселенцев; беженцев; воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей; педагогических работников; находящиеся под опекой; медицинских работников, а также работников предприятий в рамках договоров благотворительности, права на внеочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2014 года в части определения момента, с которого следует считать оспариваемые нормы недействующими изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п (в ред. Постановления администрации г. Ачинска Красноярского края от 20.04.2012 года № 146-п, Постановления главы г. Ачинска Красноярского края от 27.09.2012 года № 0020-п, Постановлений администрации г. Ачинска Красноярского края от 29.10.2012 года № 337-п, от 14.12.2012 года № 417-п, от 01.02.2013 года № 024-п, от 26.03.2013 года № 121-п, от 11.06.2013 года № 224-п, от 24.07.2013 года № 261-п, от 11.11.2013 года № 406-п, с изм., внесенными Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 01.10.2012 года № 307-п).
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Ачинска Т.О. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № 33-3948/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Пашковского Д.И., Данцевой Т.Н.,
с участием прокурора Жилкина П.А.,
при секретаре: Т.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, о признании несоответствующим федеральному законодательству и частично недействующим Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города от 26 октября 2009 года № 270-п, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Т.О. на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п (в ред. Постановления администрации г. Ачинска Красноярского края от 20.04.2012 года № 146-п, Постановления главы г. Ачинска Красноярского края от 27.09.2012 года № 0020-п, Постановлений администрации г. Ачинска Красноярского края от 29.10.2012 года № 337-п, от 14.12.2012 года № 417-п, от 01.02.2013 года № 024-п, от 26.03.2013 года № 121-п, от 11.06.2013 года № 224-п, от 24.07.2013 года № 261-п, от 11.11.2013 года № 406-п, с изм., внесенными Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 01.10.2012 № 307-п).
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Ачинская газета".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
установила:
Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением приведенного выше содержания.
Заявленные требования мотивированы тем, что пунктом 2.9.2 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, установлено, что первоочередным правом определения детей в дошкольные образовательные учреждения пользуются: участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п.п. 2.9.2.12), одинокие родители (п.п. 2.9.2.13), вынужденные переселенцы (п.п. 2.9.2.14), беженцы (п.п. 2.9.2.15), воспитатели, помощники воспитателей, младших воспитателей, педагогические работники муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.16), находящиеся под опекой (п.п. 2.9.2.18); медицинские работники муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.19), работники предприятий в рамках договоров благотворительности, соглашений по реализации социальных проектов на территории города Ачинска на дополнительно созданные места в дошкольных образовательных учреждениях города (п.п. 2.9.2.20).
При этом данное положение не содержит какой-либо ссылки на федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми гражданам предоставляется соответствующее право. Учредитель образовательного учреждения (органы местного самоуправления) имеет право определять правила приема граждан в образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не право устанавливать льготы отдельным категориям граждан. Льготы для определенной категории граждан при приеме в дошкольное образовательное учреждение могут быть установлены исключительно нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Т.О. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что из буквального толкования абз. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ все действия, которые администрация г. Ачинска предпринимает для получения детьми дошкольного возраста дошкольного образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления - администрации города, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации образовательных программ. Таким образом, законодатель определил какими полномочиями в сфере образования в отношении муниципальных образовательных организаций органы местного самоуправления не обладают. Иного запрета или изъятия по полномочиям органов местного самоуправления закон не содержит. Поскольку льготы устанавливаются для граждан при комплектовании в муниципальные дошкольные учреждения, администрация г. Ачинска обладает правом определять порядок предоставления мест в дошкольных учреждениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя администрации г. Ачинска Т.О., поддержавшей доводы своей жалобы, заключение прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании) (часть 1). Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом (часть 4). В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5). Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Постановлением главы города Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п было утверждено Положение о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города. Подпунктом 2.9.2 данного положения определено, что право на первоочередное предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях имеют дети: участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п.п. 2.9.2.12), одиноких родителей (п.п. 2.9.2.13), вынужденных переселенцев (п.п. 2.9.2.14), беженцев (п.п. 2.9.2.15), воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей, педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.16), находящиеся под опекой (п.п. 2.9.2.18); медицинских работников муниципальных образовательных учреждений города Ачинска на период действия трудового договора с оформлением дополнительного соглашения о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении на период работы (п.п. 2.9.2.19), работников предприятий в рамках договоров благотворительности, соглашений по реализации социальных проектов на территории города Ачинска на дополнительно созданные места в дошкольных образовательных учреждениях города (п.п. 2.9.2.20).
Надлежащим образом установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, которыми предусмотрены льготы в виде первоочередного права на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения детей отдельных категорий граждан противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку органы местного самоуправления не наделены законом правом осуществления самостоятельного нормативного регулирования по установлению льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по приему в детские дошкольные учреждения.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части выводов о несоответствии оспариваемых норм федеральному законодательству является верным, основанным на надлежащем анализе нормативных актов, имеющих большую юридическую силу в системе правового регулирования правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе и путем сопоставления таких актов между собой.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку судом неверно определен момент, с которого следует считать оспариваемые нормы недействующими.
В данном случае, Судебная коллегия, исходя из необходимости достижения цели обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение определенного периода времени оспариваемых положений Постановления главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п, приходит к выводу, что оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Ачинска о том, что орган местного самоуправления имеет право определять правила приема граждан в образовательные учреждения в соответствии с законодательством РФ, в том числе, и путем нормативного регулирования предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, Судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку льготы и преимущества по зачислению детей отдельных категорий граждан в детские дошкольные учреждения могут в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливаться только законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку данный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять только сами правила приема в образовательные учреждения муниципального образования, что предусмотрено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Льготы и преимущества приема для детей отдельных категорий граждан могут быть установлены нормативным актом муниципального образования только в пределах тех льгот и преимуществ, которые установлены законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Самостоятельное нормативное регулирование и расширение круга лиц, имеющих право на дополнительные льготы и преимущества, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, производить не вправе.
Ссылаясь на абз. 1 п. 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" администрация г. Ачинска фактически отождествляет такие понятия как "право учредителя определять правила приема граждан в образовательное учреждение" и "право учредителя устанавливать льготы отдельным категориям граждан". Однако данная позиция является ошибочной, поскольку, как было указано выше, правом устанавливать льготы отдельным категориям граждан, в данном случае, органы муниципального образования не обладают.
Кроме того, обозначенная правовая норма содержит указание на необходимость соответствия правил приема законодательству Российской Федерации. Однако действующее российское законодательство не предусматривает для детей участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; вынужденных переселенцев; беженцев; воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей; педагогических работников; находящиеся под опекой; медицинских работников, а также работников предприятий в рамках договоров благотворительности, права на внеочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2014 года в части определения момента, с которого следует считать оспариваемые нормы недействующими изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 2.9.2.12, 2.9.2.13, 2.9.2.14, 2.9.2.15, 2.9.2.16, 2.9.2.18, 2.9.2.19, 2.9.2.20 Положения о комплектовании муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждений города, утвержденного Постановлением главы г. Ачинска от 26.10.2009 года № 270-п (в ред. Постановления администрации г. Ачинска Красноярского края от 20.04.2012 года № 146-п, Постановления главы г. Ачинска Красноярского края от 27.09.2012 года № 0020-п, Постановлений администрации г. Ачинска Красноярского края от 29.10.2012 года № 337-п, от 14.12.2012 года № 417-п, от 01.02.2013 года № 024-п, от 26.03.2013 года № 121-п, от 11.06.2013 года № 224-п, от 24.07.2013 года № 261-п, от 11.11.2013 года № 406-п, с изм., внесенными Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 01.10.2012 года № 307-п).
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Ачинска Т.О. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------