Решение Красноярского краевого суда от 19.03.2014 по делу N 3-20/2014 <О признании недействующим пункта 3 статьи 9 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в части слов: "на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, и нотариально удостоверенной копии разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию">



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу № 3-20/2014

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.
при секретаре Полежаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием:
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Воротынской О.О., представителя Законодательного Собрания Красноярского края по доверенности Бочаровой Т.В., представителя Губернатора Красноярского края по доверенности Бородавкина С.В.,
гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункта 3 статьи 9 Закона Красноярского края от 18.02.2010 г. № 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в части,

установил:

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления Решения суда в законную силу пункта 3 статьи 9 Закона Красноярского края от 18.02.2010 г. № 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в части, исключающей возможность, предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на индивидуальное жилищное строительство, а также на финансирование строительства до ввода жилого помещения в эксплуатацию.
В обоснование своего заявления прокурор Красноярского края указал, что 18.02.2010 г. Законодательным Собранием края принят Закон края № 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", пункт 3 статьи 9 которого не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона края предоставление ветерану единовременной денежной выплаты на строительство жилья осуществляется в безналичной форме путем перечисления министерством денежных средств на счет организации, осуществившей строительство жилого помещения для ветерана, на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, и нотариально удостоверенной копии разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
Таким образом, согласно указанной норме, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан фактически возможно только путем приобретения готового жилого помещения и исключается возможность обеспечения их жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения (участие в долевом строительстве, строительство жилого дома).
Вместе с тем Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона, путем предоставления им единовременной денежной выплаты, как на приобретение жилого помещения, так и на его строительство.
Установленное федеральным законодательством право ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан на получение единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения не может быть ограничено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры края Воротынская О.О. поддержала заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.
Представители Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края заявленные требования не признали, сославшись на то, что Закон края в обжалуемой части принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Красноярского края и оспариваемая заявителем норма соответствуют требованиям федерального законодательства.
Проверив материалы дела, выслушав доводы прокурора, представителей Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В преамбуле Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотрено, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого же Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 15 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктами 6, 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение формы предоставления мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Аналогичные полномочия закреплены за субъектом Российской Федерации в пункте 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614.
В пункте 3.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и вставшие на учет до 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
На основании указанных конституционных норм, а также согласно статьям 11, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" принят Закон Красноярского края от 18.02.2010 г. № 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, т.е. в пределах полномочий Красноярского края.
Указанный Закон Красноярского края опубликован 01.03.2010 г. в официальном печатном издании Красноярского края "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 7 (378).
Данный Закон Красноярского края распространяется, в том числе и на участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").
Порядок предоставления ветерану единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения установлен пунктом 3 статьи 9 указанного Закона Красноярского края согласно которому, предоставление ветерану единовременной денежной выплаты на строительство жилья осуществляется в безналичной форме путем перечисления министерством денежных средств в размере, определенном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, на счет организации, осуществившей строительство жилого помещения для ветерана, открытый в российской кредитной организации, на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, и нотариально удостоверенной копии разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
Таким образом, из положений пункта 3 статьи 9 Закона Красноярского края следует, что установленные в нем условия предоставление ветерану единовременной денежной выплаты на строительство жилья (на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, и нотариально удостоверенной копии разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию), делают возможным обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан, только путем приобретения готового жилого помещения или приобретения квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, при этом исключается возможность обеспечения их жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на индивидуальное жилищное строительство, а также на финансирование строительства до ввода жилого помещения в эксплуатацию.
Суд находит такое ограничение прав ветеранов Великой Отечественной войны необоснованным, противоречащим установленным в пункте 3.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" положениям, в соответствии с которыми обеспечение жильем указанных лиц возможно не только путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение готового жилого помещения, но и путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения.
Не признавая требования прокурора Красноярского края в указанной части, представители Законодательного Собрания Красноярского края Бочарова Т.В., Губернатора Красноярского края Бородавкин С.В., сослались на пункты 6, 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и пункт 5 "Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. № 614, согласно которым форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанных полномочий в пункте 3 статьи 9 обжалуемого Закона Красноярского края был урегулирован порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, который не исключает право ветеранов, в том числе и на строительство жилого помещения путем вступления в долевое строительство на стадии высокой степени готовности жилья.
Суд не соглашается с такими возражениями представителей Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края, поскольку право указанных лиц на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения, а не его приобретение путем вступления в долевое строительство на стадии высокой степени готовности жилья, предоставлено им федеральным законодательством, и не может быть ограничено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, что вытекает из положений пункта 3 статьи 9 обжалуемого Закона Красноярского края.
Кроме того, согласно указанным выше нормам федерального законодательства субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право определять форму (предоставление жилого помещения либо субсидии на строительство или приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки, которые не могут включать в себя установление дополнительных условий реализации указанной категории граждан этого права, поэтому доводы представителей Законодательного Собрания Красноярского края и Губернатора Красноярского края о том, что оспариваемое прокурором условие включается в понятие "порядок" предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство жилья, являются несостоятельными.
В связи с этим, требования прокурора Красноярского края суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Красноярский краевой суд

решил:

Заявление прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 статьи 9 Закона Красноярского края от 18.02.2010 г. № 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в части слов: "на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, и нотариально удостоверенной копии разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию".
Опубликовать резолютивную часть решения суда в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Д.И.ПАШКОВСКИЙ


------------------------------------------------------------------