Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2500П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2013 год"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. № 6-2500П

О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ОТЧЕТЕ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2013 ГОД"

В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2013 год", проведенных 24 июня 2014 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2013 год".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (А.Н. Самохин).

Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС





Утверждена
Постановлением
Законодательного Собрания края
от 26 июня 2014 г. № 6-2500П

РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2013 ГОД"

Заслушав информацию об итогах социально-экономического развития края и об исполнении краевого и консолидированного бюджетов за 2013 год, участники публичных слушаний отмечают, что несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков на продукцию важнейшей для края отрасли - металлургии, связанную с падением цен на все основные виды цветных и драгоценных металлов на 8 - 15 процентов, прошедший год характеризуется положительной динамикой по большинству основных социально-экономических показателей. При этом основой позитивных изменений в экономике края в 2013 году, как и в предыдущие годы, является реализация крупных инвестиционных проектов.
Высокий рост продемонстрировал промышленный комплекс края. Индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 109 процентов при среднем показателе по России 100,4 процента.
Сложившийся темп развития промышленности обеспечил не только добывающий сектор, где рост составил 115,8 процента, но также обрабатывающие производства (103,0 процента) и энергетика (105,7 процента).
Увеличение выпуска продукции отмечено в 7 из 14 видов обрабатывающих производств. Положительными результатами характеризуется производство в таких значимых видах деятельности, как металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (104 процента), производство неметаллических минеральных продуктов (113,4 процента), производство транспортных средств и оборудования (103,4 процента).
При этом по семи видам обрабатывающих производств отмечается снижение объемов производства, в том числе по следующим значимым видам деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки (97,5 процента), обработка древесины и производство изделий из дерева (93,6 процента), производство нефтепродуктов и ядерных материалов (97,4 процента).
Положительно характеризуются результаты работы сельского хозяйства края. В сопоставимой оценке объем продукции в хозяйствах всех категорий составил 101,6 процента к 2012 году, по России - 106,2 процента.
В условиях продолжения реализации крупных инвестиционных проектов на высоком уровне сохраняется объем инвестиций в крае. За 2013 год организациями освоено 369,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 94,8 процента к уровню 2012 года. Наблюдаемое снижение связано с завершением строительства и выходом крупных проектов на стадию производства продукции (освоение Ванкорского месторождения, строительство Богучанской ГЭС).
По объему инвестиций на душу населения край по данным за 2013 год существенно опережает среднероссийской показатель и занимает первое место в Сибирском федеральном округе - 129,6 тыс. рублей на человека в крае, 92,1 тыс. рублей на человека в среднем по России.
Строительным комплексом края в 2013 году введено 1134 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или 105,3 процента к уровню 2012 года, по России - 105,5 процента. Среди регионов Сибирского федерального округа Красноярский край по вводу жилья занимает второе место, уступая Новосибирской области.
Увеличение объемов жилищного строительства в крае связано с развитием кредитования и ростом денежных доходов населения. Объем выданных жилищных кредитов, по данным Банка России, по состоянию на 31.12.2013 составил 36,5 млрд рублей и на 31,3 процента превысил объем на аналогичную дату 2012 года (по состоянию на 31.12.2012 составлял 27,8 млрд рублей). Количество выданных кредитов увеличилось на 3,7 тыс. единиц и составило 23,4 тыс. единиц.
Положительные изменения отмечаются по важнейшим социальным показателям.
Инфляция на потребительском рынке края по итогам 2013 года сложилась на уровне 104,8 процента по отношению к декабрю 2012 года, то есть снизилась относительно показателя 2012 года на 2 процентных пункта. Краевой показатель оказался на 1,7 процентных пункта ниже среднероссийского уровня инфляции, который составил 106,5 процента, а также на 0,3 - 3,5 процентных пункта ниже показателей инфляции, сложившихся в других регионах Сибирского федерального округа.
В 2013 году в крае продолжилось снижение уровня безработицы. По состоянию на 01.01.2014 этот показатель составил 1,4 процента к численности экономически активного населения, по России этот показатель составил 1,2 процента, по Сибирскому федеральному округу - 1,5 процента. Достигнутый в крае уровень безработицы является минимальным значением за последние 20 лет.
Среди причин снижения безработицы - активная реализация инвестиционных проектов. В течение 2013 года предприятия заявили в службу занятости около 12 тысяч вакансий в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве.
В 2013 году среднемесячная заработная плата увеличилась номинально на 10,3 процента, реально - на 4,0 процента, по России эти показатели увеличились на 12,4 и 5,3 процента соответственно, и составила 31622,6 рубля, по России - 29960 рублей.
По уровню среднемесячной заработной платы край сохраняет традиционное первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и превышает средний по России показатель.
Среднедушевой денежный доход по краю в 2013 году составил 24515,9 рубля и увеличился номинально на 8,8 процента, реально - на 2,6 процента к 2012 году, по России эти показатели составили 25646,7 рубля, рост на 10,4 и 3,4 процента соответственно.
Красноярский край превысил средний по Сибирскому федеральному округу уровень среднедушевого дохода на 2,8 процента и составил 20186,5 рубля.
Положительная динамика денежных доходов населения по итогам года в крае в значительной мере сложилась в результате роста заработной платы в бюджетном секторе (здравоохранении, образовании) в результате реализации мер, направленных на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Пятый год в Красноярском крае отмечается естественный прирост населения (+ 4944 человека за 2013 год, + 4286 человек за 2012 год).
Таким образом, по итогам 2013 года, в Красноярском крае сохранились положительные тенденции социально-экономического развития, сформировавшиеся в предыдущие годы.
В ходе реализации бюджетной политики в Красноярском крае отмечен ряд положительных итогов.
В течение года Правительством края проводилась активная работа по привлечению дополнительных средств в краевой бюджет. Так, в этот период Красноярскому краю удалось привлечь дополнительно 12 млрд рублей целевой финансовой помощи, их объем за год увеличился до 24,2 млрд рублей. Кроме этого, были привлечены дополнительные федеральные средства в размере 4,4 млрд рублей в виде дотации и бюджетного кредита.
В конце 2013 года в крае был дан старт строительству крупного инфраструктурного проекта - магистрального нефтепровода "Куюмба - Тайшет". Проект будет выполнять не только свою прямую задачу по транспортировке нефти, но и реализовывать важнейшие социальные задачи по обеспечению жителей края высококвалифицированными рабочими местами, созданию комфортных и благоприятных условий для жизни.
Согласно перечню строек и объектов на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства было направлено 4,3 млрд рублей.
Продолжено строительство социально значимых объектов: четвертого автодорожного моста в г. Красноярске, краевого онкологического центра, больницы в Богучанском районе и реставрация Театра им. А.С. Пушкина.
В качестве софинансирования значимых социально-экономических проектов в крае продолжает активно использоваться механизм государственно-частного партнерства. Так, с участием финансовых средств ГМК "Норильский никель" в г. Норильске построено 3 детских сада на 900 мест, в п. Саянский Рыбинского района дополнительные ресурсы на строительство детского сада на 290 мест выделены ОАО "Российские железные дороги". Полностью за счет частных инвестиций Х.М. Совмена построен новый детский сад на 135 мест в г. Красноярске.
С участием финансовых средств ОАО "ГМК "Норильский никель" в крае реализуется программа "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы. В 2013 году сумма поступлений от ОАО "ГМК "Норильский никель" на эти цели составила 973,2 млн рублей. Социальные выплаты на приобретение жилья за счет средств краевого и федерального бюджетов, ОАО "ГМК "Норильский никель" предоставлены 1290 гражданам.
В рамках реализации соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Красноярского края и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" проводились ремонтные работы на автодороге Мотыгино - Широкий Лог на участке п. Новоангарск - п. Стрелка в Енисейском и Мотыгинском районах края.
В течение 2013 года были приняты все меры для обеспечения должного финансирования мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации. В целом на финансирование мероприятий указов в 2013 году направлено почти 36 млрд рублей.
В течение 2013 года в крае реализован комплекс мер по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
Так, с 1 июня 2013 года на 30 процентов были повышены фонды оплаты труда педагогических работников детских садов и социальных работников учреждений социального обслуживания, на 20 процентов - фонды оплаты труда отдельных категорий работников, обозначенных в указах Президента Российской Федерации. Также с учетом дифференциации по территориям края увеличен размер краевой выплаты помощникам воспитателей и младшим воспитателям детских садов.
В конце 2013 года отдельным категориям работников бюджетной сферы, обозначенным в указах Президента Российской Федерации, была произведена единовременная поощрительная выплата по результатам работы за счет средств федеральной дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В крае были сохранены и выполнены все социальные обязательства. С 1 октября 2013 года на 5,5 процента были увеличены размеры оплаты труда всех работников бюджетной сферы края. Наряду с повышением заработной платы завершился эксперимент по введению новых систем оплаты труда.
В 2013 году завершилась трехлетняя программа модернизации здравоохранения стоимостью более 14 млрд рублей.
За этот период проведены капитальные ремонты в 66 учреждениях на 2014 объектах. Приоритетами стали больницы, занимающиеся лечением заболеваний, наиболее влияющих на смертность. Это кардиология, неврология, онкология, хирургия, реанимация, акушерство и педиатрия.
Для медицинских учреждений края по программе модернизации приобретено оборудование на сумму 660 млн рублей.
Также приобретено оборудование и автотранспорт по программе снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) на 540,3 млн рублей. В числе приобретений 15 автомобилей скорой медицинской помощи, 8 компьютерных томографов для травмоцентров, открытых на базе районных больниц, и другое оборудование.
Учреждения здравоохранения края оснащены компьютерной и информационной техникой. Это позволило продолжить развитие телемедицинских технологий, использовать видео-конференц-связь для организационной работы и повышения квалификации специалистов; создать единую базу кадров, систему учета объемов медицинской помощи и обеспечить все учреждения электронной записью к врачу.
В 2013 году завершена реализация мероприятий по капитальному ремонту - объем финансирования за три года составил 2 009,2 млн рублей, или 99,7 процента от запланированной суммы финансирования, в том числе: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 1871,8 млн рублей, средства консолидированного бюджета - 137,4 млн рублей.
В 2013 году за счет дополнительно выделенного объема финансирования начаты и завершены ремонтные работы в 10 учреждениях (12 объектов), в том числе в учреждениях детства: проведен капитальный ремонт бассейна центра реабилитации и приемного покоя КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница", поликлиники МБУЗ "Городская детская клиническая больница № 1"; в детской поликлинике МБУЗ "Центральная районная больница города Назарово" выполнен этап работ по капитальному ремонту.
В крае продолжена реализация федерального проекта модернизации региональных систем общего образования.
Основная цель реализации проекта - повышение качества начального общего, среднего общего и основного общего образования, в том числе через улучшение условий обучения школьников и повышение заработной платы учителей.
В 2013 году на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в Красноярском крае израсходовано 666,9 млн рублей, в том числе 495,7 млн рублей - средства федерального бюджета, 171,1 млн рублей - краевого бюджета.
В 2013 году за счет средств федерального бюджета приобретено:
- 34 автобуса на замену изношенных для обеспечения доступности качественного образования на территории края (организован подвоз учащихся);
- 880211 учебников для пополнения фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
- в 60 общеобразовательных учреждений края приобретены и установлены новые оконные блоки.
За счет средств краевого бюджета в рамках софинансирования проекта модернизации системы общего образования на проведение капитального ремонта зданий:
- проведены капитальные ремонты и снят статус аварийности с 8 зданий школ;
- ремонтно-строительные работы с целью переоборудования под санитарные узлы помещений общеобразовательных учреждений края с количеством учащихся более 30 человек выполнены в 29 школах края.
В прошедшем году в крае было реализовано 15 ведомственных целевых программ, число долгосрочных целевых программ увеличилось до 53 (с 51 в 2012 году), объем их финансирования составил 28,9 млрд рублей. Доля программных расходов составила 81,9 процента всех расходов бюджета.
В 2013 году вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс, содержащие требование о переходе от традиционного к программному формату составления и утверждения бюджетов всех уровней. На смену ведомственным целевым программам пришли государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы. Несмотря на сжатые сроки краевой бюджет на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов был сформирован в соответствии с новыми требованиями.
Аналогичная работа была проведена и на муниципальном уровне. В текущем году работа по совершенствованию программно-целевого принципа продолжается.
В течение отчетного года была обеспечена сбалансированность краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Реализация бюджетной политики в области межбюджетных отношений в 2013 году была направлена на решение следующих основных задач:
- создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края, эффективной реализации органами местного самоуправления Красноярского края полномочий, закрепленных действующим законодательством, с повышением эффективности, рациональности и экономности расходования бюджетных средств органами местного самоуправления муниципальных образований;
- обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Красноярского края, в том числе в связи с изменениями федерального законодательства.
В 2013 году в полном объеме выполнены обязательства краевого бюджета перед бюджетами муниципальных образований края по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
По согласованию с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края второй год были заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
Установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц сроком на 3 года стало стимулирующим фактором для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края к развитию налогооблагаемой базы. За этот период при снижении уровня бюджетной обеспеченности муниципальному образованию Красноярского края дополнительно увеличивался объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом при увеличении уровня бюджетной обеспеченности размер дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц не снижался, что способствовало поступлению дополнительных доходов в местные бюджеты.
Рост суммы налога на доходы физических лиц, переданного местным бюджетам по дополнительным нормативам взамен финансовой помощи, в 2013 году относительно 2012 года составляет около 10 процентов, или 0,6 млрд рублей.
Продолжилась практика предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований края, участия в финансировании расходов на решение вопросов местного значения муниципальных образований через предоставление межбюджетных субсидий на основании соглашений между местными администрациями муниципальных образований и соответствующими главными распорядителями средств краевого бюджета.
В целях реализации указанных выше задач основным приоритетом в области межбюджетных отношений остается создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий.
Основной целью реализации долговой политики края является обеспечение сбалансированности краевого бюджета. Долговая политика края в 2013 году была направлена на обеспечение финансирования дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств края путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала.
Отличительной чертой долговой политики в 2013 году стала диверсификация долгового портфеля края. Наряду с облигационными заимствованиями для покрытия дефицита краевого бюджета были использованы среднесрочные кредиты коммерческих банков.
Так, в 2013 году был размещен облигационный заем Красноярского края в объеме 11 млрд рублей и одновременно с этим произведено погашение первой амортизационной части облигационного займа Красноярского края 2011 года в объеме 3,6 млрд рублей. Привлечено 8,8 млрд рублей кредитов коммерческих банков, а также получено 2 бюджетных кредита из федерального бюджета в объеме 2,1 млрд рублей.
С учетом осуществленных в 2013 году заимствований и погашений долговых обязательств объем государственного долга края по состоянию на 01.01.2014 увеличился и составил 47,3 млрд рублей, однако долговая нагрузка на краевой бюджет не превысила ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В отчетном году в крае была обеспечена устойчивость и сбалансированность краевого бюджета, исполнены все социальные обязательства.
Краевой бюджет исполнен за отчетный год по доходам в объеме 136,9 млрд рублей, или 99,2 процента к годовым бюджетным назначениям, расходам - 168,1 млрд рублей, или 92 процента, дефицит составил 31,2 млрд рублей, что меньше запланированного на 13,6 млрд рублей.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края:
- утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2013 год.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование межбюджетных отношений, выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с учетом геополитического, географического положения края и его экономических особенностей, а также получение дополнительных средств федерального бюджета на:
реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
возмещение выпадающих доходов и покрытие дополнительных расходов бюджета края, возникших в связи с изменением действующего законодательства на федеральном уровне;
реализацию инвестиционных проектов на территории края, в том числе через механизм участия в федеральных государственных программах;
восстановление упраздненных ранее федеральных структур, почтовых отделений, филиалов и дополнительных офисов банковского сектора в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах в крае;
- обеспечить повышение эффективности бюджетных инвестиций, в том числе исполнение в полном объеме бюджетных назначений в соответствии с целями инвестирования;
- направлять полученные сверхплановые доходы на погашение дефицита краевого бюджета, снижение заимствований и финансирование приоритетных направлений, определенных в установленном порядке.
3. Правительству края:
- обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов и прилагаемых к нему материалов с учетом формирования расходов краевого бюджета исходя из реальных доходных источников и с учетом уточненных параметров прогноза социально-экономического развития Красноярского края;
- не допускать формирования краевого бюджета на очередной финансовый год и представления его в Законодательное Собрание края для принятия в качестве закона края без своевременного установления соответствующих расходных обязательств;
- при разработке краевого бюджета на 2015 год и плановый период исходить из необходимости снижения бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе;
- обратить внимание органов исполнительной власти края на необходимость повышения качества бюджетного планирования и эффективности бюджетных расходов;
- продолжить работу по оценке качества финансового менеджмента органов исполнительной власти края, главных распорядителей средств краевого бюджета, мониторингу и оценке качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Красноярского края, оценке качества выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Красноярского края;
- принимать действенные меры по своевременному и полному освоению средств, выделенных бюджету Красноярского края из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников;
- обеспечить реализацию плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края, направленных на снижение темпов роста государственного долга края;
- организовать работу по увеличению налоговых платежей от налогоплательщиков, зарегистрированных на территории края, в том числе по налогу на доходы физических лиц и имущественным налогам;
- продолжить работу по сокращению недоимки по налогам и сборам в краевой и местные бюджеты, повысить собираемость налогов на территории края;
- проанализировать практику предоставления налоговых льгот хозяйствующим субъектам с учетом необходимости роста налогооблагаемой базы;
- провести анализ инициативных расходов за счет средств краевого бюджета, на основании оценки рассмотреть возможность сокращения или отмены неэффективных расходов;
- продолжить внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти региона, составления и исполнения краевого бюджета;
- рассмотреть вопрос об использовании в целях финансирования возникающих кассовых разрывов внедряемого с 2014 года на федеральном уровне инструмента предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
- продолжить работу по созданию условий для дальнейшего развития предпринимательской активности в крае, уделить особое внимание развитию малого и среднего бизнеса в территориях края;
- провести анализ имущественного комплекса, находящегося в собственности края, разработать программу мероприятий по рациональному и эффективному использованию имеющихся активов и реализации убыточных и непрофильных объектов;
- исключить практику включения в закон края о бюджете на очередной финансовый год и плановый период средств на строительство объектов, не имеющих готовой проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы;
- провести анализ государственных программ с целью выявления имеющихся резервов по оптимизации расходов, упразднения дублирующих норм, создания условий для межведомственного взаимодействия;
- систематически осуществлять анализ эффективности освоения ассигнований в рамках государственных программ, обеспечить исполнение программных мероприятий равномерно в течение года и в полном объеме с учетом достижения заявленных показателей результативности;
- продолжить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Красноярского края, построению инновационной системы за счет развития и поддержки научных проектов, создания стимулов для инновационной деятельности, прежде всего, в сфере развития перерабатывающих производств и формировании внутреннего рынка;
- направлять инвестиции на развитие новых высокотехнологичных отраслей в крае;
- провести тщательный анализ использования инвестиционных вложений предприятий, действующих на территории края, с целью сопоставления объема инвестиций с результатами производственной деятельности и развитием налогооблагаемой базы;
- проанализировать возможность применения концессионных механизмов как формы привлечения инвестиционного капитала в различные отрасли на территории края;
- обеспечить необходимое содействие развитию инновационной деятельности, построению инвестиционной системы, реализующей развитие новых промышленных технологий и подготовку соответствующих кадров на базе создания промышленных парков, бизнес-инкубаторов и других форм;
- привлекать инвестиции по соглашениям частно-государственного партнерства на строительство объектов социальной инфраструктуры с предоставлением гарантий доходности арендной платы от эксплуатации данных объектов;
- продолжить анализ эффективности управления учреждениями, финансируемыми за счет средств краевого бюджета, разработать мероприятия по экономии бюджетных расходов с одновременным повышением качества оказываемых услуг населению;
- продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений для достижения оптимального баланса между необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для роста экономического и налогового потенциала муниципальных образований;
- изучить проблему оттока населения из городских округов и муниципальных районов края, разработать план мероприятий по закреплению молодежи в территориях с учетом необходимости улучшения качества жизни, предоставления жилья молодым специалистам, создания объектов благоустройства, социальной инфраструктуры, культурного досуга;
- принять меры по обеспечению полного и своевременного возврата бюджетных кредитов, выданных бюджетам муниципальных образований в 2013 году;
- продолжить работу по обучению и повышению квалификации муниципальных служащих, обратить особое внимание на подготовку специалистов поселенческого уровня;
- принять меры по усилению ведомственного финансового контроля, осуществлению регулярных проверок подведомственных учреждений и муниципальных образований края - получателей субвенций и субсидий из краевого бюджета.
4. Органам местного самоуправления:
- продолжить работу по разработке и принятию программ социально-экономического развития территорий края;
- усилить работу по реализации мероприятий, направленных на стабилизацию социально-экономического положения территорий, увеличение налогового потенциала и повышение эффективности расходов местных бюджетов, осуществить комплекс мер по их реализации;
- обеспечить реализацию планов мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики местных бюджетов;
- разработать и принять "дорожные карты" по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года с учетом рекомендаций органов исполнительной власти края;
- использовать более активно механизм самообложения граждан в поселениях;
- продолжить работу по совершенствованию бюджетного планирования в муниципальных образованиях края в соответствии с изменениями бюджетного законодательства;
- принять меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности местных бюджетов;
- не допускать длительного нахождения средств краевого бюджета, полученных в форме субсидий и субвенций, на счетах местных бюджетов, обеспечить эффективное, качественное, своевременное их освоение. При отсутствии потребностей обеспечить своевременный возврат неиспользованных средств в краевой бюджет;
- продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений внутри муниципальных образований для достижения оптимального баланса между необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для наращивания собственной налоговой базы поселений;
- усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств, особенно за использованием средств, выделяемых в рамках реализации государственных программ;
- принять действенные меры по снижению размера муниципального долга.
5. Счетной палате края:
- организовать информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности;
- при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий руководствоваться стандартами внешнего финансового контроля.


------------------------------------------------------------------