Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 07.07.2014 по делу N 33-5788/2014 <Об отмене Решения Назаровского городского суда Красноярского края и признании недействующим пункта 11 приложения N 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 N 7-57 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка , применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена">



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу № 33-5788/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Пашковского Д.И., Малякина А.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по заявлению К. о признании нормативного правового акта недействующим,
по апелляционной жалобе представителя К. - С.,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 8 апреля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления К. о признании недействующим со дня его принятия пункта 11 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 № 7-57 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", как несоответствующий подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим. Свои требования мотивировал тем, что 26 декабря 2007 года между ним и муниципальным образованием - город Назарово Красноярского края, в лице администрации г. Назарово, был заключен договор аренды земельного участка № 4646, согласно которого ему был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:54:0106008:0297 площадью 1179 кв. м для строительства автосервиса с магазином. Земельный участок находится в государственной собственности и предоставлен ему для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов. Согласно расчету арендной платы по договору аренды земельного участка № 4646 от 26 декабря 2007 года за 2013 год кадастровая стоимость земельного участка составила в 2013 году 2417645,61 руб., арендная плата за 2013 год - 124049,40 рублей. 28 ноября 2012 года Назаровским городским Советом депутатов Красноярского края было принято решение № 7-57 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - решение Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57), которое было опубликовано 5 декабря 2012 года в газете "Точное время" за № 49.
В соответствии с указанным решением администрацией г. Назарово был произведен расчет арендной платы для уплаты им договору аренды земельного участка. Полагая, что расчет арендной платы был произведен без учета подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее Постановление Правительства № 582), согласно которого арендная плата составляет 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения, он 1 августа 2013 года обратился с письмом в администрацию г. Назарово с просьбой произвести перерасчет арендной платы с учетом требований Правил. Администрация г. Назарово письмом за № 08-45-3256 от 2 сентября 2013 года уведомила его, что оснований для перерасчета не находит, в связи с тем, что расчет выполнен на основании нормативного акта - оспариваемого решения № 7-57 от 28 ноября 2012 года. Полагает, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и законные интересы, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, возлагает на него обязанность по уплате арендной платы за землю в повышенной размере, в связи, с чем просит признать недействующим со дня его принятия пункт 11 приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57, как несоответствующий подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", взыскать в его пользу расходы по уплате государственной пошлины.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель К. - С., просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представители заявителя К. - С., С.Н. Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей К. - С., С.Н. поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., выразившего несогласие с принятым по делу решением, и полагающего доводы апелляционной жалобы обоснованными, Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон № 7-2542), размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев определения размера арендной платы в результате проведения торгов (конкурсов, аукционов), если иное не установлено федеральными законами (часть 1).
При определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора. При определении размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), учитывается также срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (часть 4).
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле: А = Кс x К1 x К2 x КЗ, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
К3 - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (п. 5.1).
Согласно части 6 статьи 12 Закона № 7-2542 коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3).
Согласно пункту 1 Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Решением Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 № 7-57 утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Назарово (Приложение № 1 к Решению № 7-57 от 28.11.2012), а также утверждены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении арендной платы (Приложение № 2 к Решению № 7-57 от 28.11.2012) и значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении арендной платы (Приложение № 3 к решению № 7-57 от 28.11.2012).
При этом, значения коэффициентов К1 и К2 установлены на основании расчета и экономического обоснования К1 и К2 для взимания арендной палаты по видам использования земель МО г. Назарово Красноярского края от 16.10.2012, подготовленного ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" по заказу администрации г. Назарово.
Согласно Решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57, последнее вступает в силу на следующий день после официального опубликования в газете "Точное время". Решение Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 года № 7-57 с приложениями было опубликовано в газете "Точное время" № 49 от 5 декабря 2012 года.
Из изложенного следует, что нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспорены, принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта, порядку принятия и введения в действие.
Согласно п. 11 приложения № 2 к указанному Решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57 определено значение коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1) для группы земельных участков, с учетом вида разрешенного использования земельного участка - прочие земельные участки - 0,05131.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу положений ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено в судебном заседании согласно Постановления совета администрации города Назарово от 4 июля 2007 года № 1001-п заявителю был предоставлен в аренду земельный участок категории земель - земли населенных пунктов по ул. Абрамова, 1"Д" (стр.) с кадастровым номером 24:54:0106008:0297 площадью 1179 кв. м для строительства здания автосервиса с магазином с предварительным согласованием места размещения объектов. Договор аренды был заключен на срок с 4 июля 2007 года по 2 июля 2008 года, 15 апреля 2011 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которого установлен срок аренды с 8 апреля 2013 года по 6 апреля 2014 года.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заявитель 26 декабря 2002 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 22 января 2013 года заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
Согласно материалов дела заявителем в суд предоставлен кадастровый паспорт указанного земельного участка от 2 октября 2007 года, согласно которого кадастровая стоимость арендованного им земельного участка составляет 887787 рублей, в то же время согласно перерасчету арендной платы за 2013 год по указанному договору аренды в соответствии с Решением Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года от № 7-57 кадастровая стоимость арендованного заявителем земельного участка составляет 2417645,61 руб., арендная плата - 121049,40 руб., при этом при расчете размера арендной платы был применен коэффициент К1 в размере 0,05131, установленный для прочих земельный участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не согласен с применением в отношении предоставленного ему земельного участка коэффициента, установленного для прочих земельных участков, полагая, что при определении размера арендной платы, подлежит применению К1, установленный для земельных участков, используемых для строительства производственных объектов, указанный в п. 8 приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57 в размере 0,00033. По мнению суда первой инстанции, несогласие заявителя с видом разрешенного использования земельного участка и установленного значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1) не может явиться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда, поскольку в заявлении поданном в суд, не содержится указание на несогласие заявителя именно с видом разрешенного использования земельного участка, на которые ссылается суд первой инстанции в своем решении.
Из материалов дела следует, что заявитель при обращении в суд с названным заявлением указал о нарушении оспариваемой нормой его прав и законных интересов, поскольку, последняя, возлагает на него обязанность по уплате арендной платы за землю в повышенной размере, на несоответствие оспариваемой нормы действующему законодательству Российской Федерации однако, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка этим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктом 10 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление Правительства РФ № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ № 582 названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления Правительства № 582 установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из материалов настоящего дела усматривается, что размер арендной платы за земельные участки в г. Назарово, при его расчете на основании п. 11 Приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57, предусматривающего коэффициент К1, установленный для прочих земельный участков, в размере 0,05131, то есть составляющим более 5% от кадастровой стоимости таких земельных участков, при его применении к землепользователям в отношении которых коэффициент К2 установлен равным 1, значительно превышает максимальный размер в 2% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, что противоречит подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства № 582.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, Судебная коллегия находит ошибочными, в связи с чем, полагает необходимым решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 8 апреля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 11 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 года № 7-57 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".


------------------------------------------------------------------