Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.07.2014 по делу N А33-687/2014 <О признании недействующим пункта 19 приложения N 1 к Решению Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2011 N 14-151 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Мотыгинского района" в части установления коэффициента К1-2012 в размере 0,0433>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу № А33-687/2014

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фролова Н.Н., судей Раздобреевой И.А., Крицкой И.П. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Мотыгинскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании нормативного акта недействующим в части, с участием прокуратуры Красноярского края,
при участии:
представителя заявителя: Марьясовой Е.А. на основании доверенности от 10.04.2014 № 24/79,
представителя прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Еремеевой,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Мотыгинскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании Решения от 15.12.2011 № 14-151 недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчете арендной платы.
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.02.2014 возбуждено производство по делу.
Прокурор Красноярского края вступил в дело.
Представитель заявителя требования поддержал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего законного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представитель прокуратуры Красноярского края поддержал позицию заявителя.
В судебном заседании удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований (имеется в письменном виде в материалах дела).
Дело рассмотрено с учетом уточнения.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2011 № 14-151 (ред. от 20.03.2012) "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Мотыгинского района" установлены коэффициенты К1, К2 на 2012, 2013 год.

Заявитель обратился в арбитражный суд, полагая, что оспариваемое решение в части установления коэффициента используемого при расчете арендной платы: коэффициент К1 (п. 19 приложения к Решению) - Земельные участки категории земель энергетики - 0,0433, нарушает его права и не соответствует Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 17.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 6 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Обязанность доказывания нарушения оспариваемым актом прав и интересов с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на заявителя.
Общество с ограниченной ответственность "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось с заявлением о признании недействительным Решения Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2011 № 14-151 (ред. от 20.03.2012) "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Мотыгинского района" в части установления коэффициента используемого при расчете арендной платы:
Коэффициент К1 (п. 19 приложения 1 к Решению)
- Земельные участки категории земель энергетики - 0,0433.
Заявитель полагает, что решение Мотыгинского районного Совета депутатов в оспариваемой части противоречит Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 17.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности в связи с незаконным возложением обязанности по уплате арендной платы в большем размере, чем это установлено нормативными актами.
Суд считает заявление подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае, а также порядок определения размера арендной платы регулируются Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п "Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно п.п. 5, 6 ст. 12 указанного Закона края расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, производится по формуле

А = Кс x К1 x К2, где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Указанные коэффициенты определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
При этом с учетом положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с указанной формулой, в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты, не может превышать 2% их кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 № 12404/09, рассматриваемая норма представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Таким образом, установленный п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Аналогичные принципы также закреплены п. 2 Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п.
Реализация принципа необходимости поддержки социально значимых видов деятельности получила закрепление, в частности, в п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, также утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582. В силу указанного пункта арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 принципы и правила являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы не предписан федеральным законом.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Указанная ставка соответствует ставке земельного налога, максимальный размер которой предусмотрен п. 2 ч. 1 ст. 394 НК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, в силу чего относится к социально значимым видам деятельности. Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Таким образом, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
ОАО "МРСК Сибири" на основании договоров аренды владеют земельными участками, на которых расположены линейные и площадные объекты электроэнергетики. При этом в случае применения оспариваемых значений коэффициента К1 размер арендной платы за использование участков как под размещение воздушных линий электропередачи (линейных объектов), так и под размещение иных объектов электроэнергетики (площадных объектов) составлял 0,0433% кадастровой стоимости земельных участков.
Применяемый в соответствии с приложением к оспариваемому Решению № 14-151 коэффициент К1 для земельных участков в указанном размере повлиял на установление заявителю годового размера арендной платы, превышающего определенный имеющими большую юридическую силу нормативными правовыми актами максимально допустимую величину для данной категории земельных участков.
Договорами аренды, представленными в материалы дела, подтверждается факт нарушения прав заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании Решения Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2011 № 14-151 (в редакции от 20.03.2012 года) не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и недействующим в части пункта 19 - К1-2012 в размере 0,0433 подлежат удовлетворению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод ответчика о наличии экономического обоснования размера К1 изучен судом и отклонен, так как не соответствие оспариваемого акта Постановлению № 582, в части несоблюдения требований применения размера К1, является достаточным для признания оспариваемого акта не соответствующим закону и недействительным (в соответствующей части).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем при обращении в арбитражный суд оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать Решение Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2011 № 14-151 (в редакции от 20.03.2012 года) не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и недействующим в части пункта 19 - К1-2012 в размере 0,0433.
Взыскать с Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" 2000 рублей судебных расходов, по уплате государственной госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Н.Н.ФРОЛОВ

Судьи
И.П.КРИЦКАЯ
И.А.РАЗДОБРЕЕВА


------------------------------------------------------------------