Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14.07.2014 по делу N А33-835/2014 <О признании недействующими пунктов 1 - 3, 5, 6, 8 - 14, 18,19, 21, 26, 27, 30 - 32, 35, 36 приложения 1 в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы К1 группы 13 - земельные участки, предназначенные для воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики, пункта 5.1 приложения 2 в части установления К2 в размере 2,12 к Решению Сухобузимского районного Совета депутатов Красноярского края от 18.12.2012 N 33-4/343 "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу № А33-835/2014
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего Раздобреевой И.А., судей Ражкова Р.А., Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Сухобузимскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения от 18.12.2012 № 33-4/343 недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: Марьясовой Е.А. на основании доверенности от 10.04.2014 № 24/79,
от Прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М. Родичевым, с использованием средств аудиозаписи,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сухобузимскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании Решения от 18.12.2012 № 33-4/343 недействующим в части установления коэффициентов К1 и К2, используемых при расчете арендной платы земельные участки, предназначенные для воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (с учетом заявления от 23.06.2014 об изменении предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.02.2014 возбуждено производство по делу.
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Красноярского края.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Сухобузимского районного Совета депутатов от 18.12.2012 № 33-4/343 утверждены значения коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное Решение опубликовано 04.01.2013 в местном официальном печатном издании - газете "Сельская жизнь" № 1.
Приложением № 1 указанного Решения определены группы земельных участков, для которых установлен коэффициент К1, учитывающий вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе группа 13, в которую включены земельные участки, предназначенные для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, а также значение коэффициента К1 по группам и номерам кадастрового квартала (фактически в графе "Номер кадастрового квартала" указаны населенные пункты Сухобузимского района).
Приложением № 2 Решения установлено значение коэффициента К2, учитывающее категорию арендатора, в т.ч. пункт 5.1: для организаций, арендующих земельные участки для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи - в размере 2, 12.
Решениями от 29.01.2014 № 34-4/358, от 15.04.2013 № 36-4/371, от 20.08.2013 № 41-4/399 в указанное Решение в части размера коэффициента К1, К2 вносились изменения, в т.ч. установлен коэффициент К1 для участков группы 13 в размере (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 21, 26, 27, 30, 31, 32, 35, 36 приложения 1 к Решению):
- с. Миндерла, с. Сухобузимское, п. Детский - 0,022;
- п. Родниковый, п. Подпорог, с. Шила, с. Мингуль - 0,042;
- с. Иркутское, с. Толстомысово, д. Шестаково, с. Высотино - 0,021,
- с. Хлоптуново - 0, 027;
- с. Большой Балчуг, с. Шилинка - 0,053;
- с. Воробино, п. Бузим, с. Павловщина, д. Татарская - 0,032;
- с. Нахвальское - 0,466;
- с. Подсопки - 0,038;
- с. Абакшино, с. Атаманово, п. Борск - 0,064;
- с. Кононово - 0,18;
в приложении № 2 в строке № 5.1 значение коэффициента К2 установлено 2,12.
Обществом "МРСК Сибири" с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района заключены договоры аренды земельных участков в указанных населенных пунктах для эксплуатации воздушных линий электропередачи и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Арендная плата рассчитывается арендатором с учетом коэффициентов, установленных Решением Сухобузимского районного Совета депутатов от 18.12.2012 № 33-4/343 с соответствующими изменениями.
Рассчитанная с учетом установленных коэффициентов арендная плата за земельные участки превышает 2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи, и 1,5% - в отношении участков, на которых расположены иные объекты электроэнергетики.
Считая, что установление коэффициентов К1 и К2 в указанных в Решении размерах не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в размере, значительно превышающем размер платы, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициентов, не превышающих 2% и 1,5%, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
Как следует из материалов дела, основанием для установления Сухобузимским Советом депутатов оспариваемых коэффициентов послужило экономическое обоснование к проекту решения "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на 2012 год", подготовленное Комитетом по управлению муниципальным имуществом 18.11.2011.
Согласно указанному обоснованию, результаты расчета значений коэффициента К1, учитывающие вид разрешенного использования земельных участков, приведены в приложении № 1 к проекту решения районного Совета депутатов; значения коэффициента К2, учитывающее категорию арендатора, ранее было принято за единицу, так как не было опыта работы. На 2012 год предлагается принять согласно приложению № 2 к проекту решения районного Совета депутатов.
Из пояснений ответчика следует, что в дальнейшем в решениях Совета депутатов коэффициент К1 не пересчитывался, а увеличивался на индекс дефлятор.
Какого-либо иного экономического обоснования размера коэффициентов К1 и К2, утвержденных в т.ч. Решением Совета депутатов от 18.12.2013, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, из представленного экономического обоснования не следует, что ответчиком при установлении коэффициентов К1 и К2 учитывались принципы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а также проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; анализ категорий арендаторов земельных участков; сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков. Т.е. фактически экономическое обоснование утвержденных Решением от 18.12.2012 № 334/343 коэффициентов К1 и К2 отсутствует.
Как указано выше, обществом "МРСК Сибири" с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района заключены договоры аренды земельных участков в указанных населенных пунктах для эксплуатации воздушных линий электропередачи и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Часть земельных участков арендована обществом "МРСК Сибири" под размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 № 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Поскольку размер арендной платы для объектов электроэнергетики, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики, не должен превышать 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленные Советом депутатов коэффициенты К1 для соответствующих земельных участков, в результате применения которого арендная плата превышает установленный размер, противоречат указанным нормативным актам.
Таким образом, рассчитанный в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, устанавливающими коэффициенты К1 и К2, размер арендной платы по заключенным договорам превысил предельный размер арендной платы, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики, что свидетельствует о незаконности Решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать Решение Сухобузимского районного Совета депутатов Красноярского края от 18.12.2012 № 33-4/343 (в редакции от 20.08.2013) "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-П "Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы:
Коэффициент К1:
Группа 13 - земельные участки, предназначенные для воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики,
распределяется в зависимости от номера кадастрового квартала (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 21, 26, 27, 30, 31, 32, 35, 36 приложения 1 к Решению):
- с. Миндерла, с. Сухобузимское, п. Детский - 0,022;
- п. Родниковый, п. Подпорог, с. Шила, с. Мингуль - 0,042;
- с. Иркутское, с. Толстомысово, д. Шестаково, с. Высотино - 0,021,
- с. Хлоптуново - 0, 027;
- с. Большой Балчуг, с. Шилинка - 0,053;
- с. Воробино, п. Бузим, с. Павловщина, д. Татарская - 0,032;
- с. Нахвальское - 0,466;
- с. Подсопки - 0,038;
- с. Абакшино, с. Атаманово, п. Борск - 0,064;
- с. Кононово - 0,18.
Коэффициент К2 согласно пункту 5.1 приложения 2 к Решению - 2,12.
Взыскать с Сухобузимского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" 2000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Судьи
Е.М.ЧУРИЛИНА
Р.А.РАЖКОВ
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу № А33-835/2014
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего Раздобреевой И.А., судей Ражкова Р.А., Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Сухобузимскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения от 18.12.2012 № 33-4/343 недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: Марьясовой Е.А. на основании доверенности от 10.04.2014 № 24/79,
от Прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М. Родичевым, с использованием средств аудиозаписи,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сухобузимскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании Решения от 18.12.2012 № 33-4/343 недействующим в части установления коэффициентов К1 и К2, используемых при расчете арендной платы земельные участки, предназначенные для воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (с учетом заявления от 23.06.2014 об изменении предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.02.2014 возбуждено производство по делу.
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Красноярского края.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Сухобузимского районного Совета депутатов от 18.12.2012 № 33-4/343 утверждены значения коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное Решение опубликовано 04.01.2013 в местном официальном печатном издании - газете "Сельская жизнь" № 1.
Приложением № 1 указанного Решения определены группы земельных участков, для которых установлен коэффициент К1, учитывающий вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе группа 13, в которую включены земельные участки, предназначенные для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, а также значение коэффициента К1 по группам и номерам кадастрового квартала (фактически в графе "Номер кадастрового квартала" указаны населенные пункты Сухобузимского района).
Приложением № 2 Решения установлено значение коэффициента К2, учитывающее категорию арендатора, в т.ч. пункт 5.1: для организаций, арендующих земельные участки для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи - в размере 2, 12.
Решениями от 29.01.2014 № 34-4/358, от 15.04.2013 № 36-4/371, от 20.08.2013 № 41-4/399 в указанное Решение в части размера коэффициента К1, К2 вносились изменения, в т.ч. установлен коэффициент К1 для участков группы 13 в размере (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 21, 26, 27, 30, 31, 32, 35, 36 приложения 1 к Решению):
- с. Миндерла, с. Сухобузимское, п. Детский - 0,022;
- п. Родниковый, п. Подпорог, с. Шила, с. Мингуль - 0,042;
- с. Иркутское, с. Толстомысово, д. Шестаково, с. Высотино - 0,021,
- с. Хлоптуново - 0, 027;
- с. Большой Балчуг, с. Шилинка - 0,053;
- с. Воробино, п. Бузим, с. Павловщина, д. Татарская - 0,032;
- с. Нахвальское - 0,466;
- с. Подсопки - 0,038;
- с. Абакшино, с. Атаманово, п. Борск - 0,064;
- с. Кононово - 0,18;
в приложении № 2 в строке № 5.1 значение коэффициента К2 установлено 2,12.
Обществом "МРСК Сибири" с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района заключены договоры аренды земельных участков в указанных населенных пунктах для эксплуатации воздушных линий электропередачи и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Арендная плата рассчитывается арендатором с учетом коэффициентов, установленных Решением Сухобузимского районного Совета депутатов от 18.12.2012 № 33-4/343 с соответствующими изменениями.
Рассчитанная с учетом установленных коэффициентов арендная плата за земельные участки превышает 2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи, и 1,5% - в отношении участков, на которых расположены иные объекты электроэнергетики.
Считая, что установление коэффициентов К1 и К2 в указанных в Решении размерах не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в размере, значительно превышающем размер платы, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициентов, не превышающих 2% и 1,5%, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
Как следует из материалов дела, основанием для установления Сухобузимским Советом депутатов оспариваемых коэффициентов послужило экономическое обоснование к проекту решения "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на 2012 год", подготовленное Комитетом по управлению муниципальным имуществом 18.11.2011.
Согласно указанному обоснованию, результаты расчета значений коэффициента К1, учитывающие вид разрешенного использования земельных участков, приведены в приложении № 1 к проекту решения районного Совета депутатов; значения коэффициента К2, учитывающее категорию арендатора, ранее было принято за единицу, так как не было опыта работы. На 2012 год предлагается принять согласно приложению № 2 к проекту решения районного Совета депутатов.
Из пояснений ответчика следует, что в дальнейшем в решениях Совета депутатов коэффициент К1 не пересчитывался, а увеличивался на индекс дефлятор.
Какого-либо иного экономического обоснования размера коэффициентов К1 и К2, утвержденных в т.ч. Решением Совета депутатов от 18.12.2013, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, из представленного экономического обоснования не следует, что ответчиком при установлении коэффициентов К1 и К2 учитывались принципы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а также проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; анализ категорий арендаторов земельных участков; сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков. Т.е. фактически экономическое обоснование утвержденных Решением от 18.12.2012 № 334/343 коэффициентов К1 и К2 отсутствует.
Как указано выше, обществом "МРСК Сибири" с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района заключены договоры аренды земельных участков в указанных населенных пунктах для эксплуатации воздушных линий электропередачи и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Часть земельных участков арендована обществом "МРСК Сибири" под размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики (трансформаторных подстанций и иных объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики).
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 № 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Поскольку размер арендной платы для объектов электроэнергетики, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики, не должен превышать 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленные Советом депутатов коэффициенты К1 для соответствующих земельных участков, в результате применения которого арендная плата превышает установленный размер, противоречат указанным нормативным актам.
Таким образом, рассчитанный в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, устанавливающими коэффициенты К1 и К2, размер арендной платы по заключенным договорам превысил предельный размер арендной платы, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики, что свидетельствует о незаконности Решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать Решение Сухобузимского районного Совета депутатов Красноярского края от 18.12.2012 № 33-4/343 (в редакции от 20.08.2013) "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-П "Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы:
Коэффициент К1:
Группа 13 - земельные участки, предназначенные для воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики,
распределяется в зависимости от номера кадастрового квартала (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 21, 26, 27, 30, 31, 32, 35, 36 приложения 1 к Решению):
- с. Миндерла, с. Сухобузимское, п. Детский - 0,022;
- п. Родниковый, п. Подпорог, с. Шила, с. Мингуль - 0,042;
- с. Иркутское, с. Толстомысово, д. Шестаково, с. Высотино - 0,021,
- с. Хлоптуново - 0, 027;
- с. Большой Балчуг, с. Шилинка - 0,053;
- с. Воробино, п. Бузим, с. Павловщина, д. Татарская - 0,032;
- с. Нахвальское - 0,466;
- с. Подсопки - 0,038;
- с. Абакшино, с. Атаманово, п. Борск - 0,064;
- с. Кононово - 0,18.
Коэффициент К2 согласно пункту 5.1 приложения 2 к Решению - 2,12.
Взыскать с Сухобузимского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" 2000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Судьи
Е.М.ЧУРИЛИНА
Р.А.РАЖКОВ
------------------------------------------------------------------