Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14.07.2014 по делу N А33-999/2014 <О признании недействующим Решения Тасеевского районного Совета депутатов Красноярского края от 17.10.2012 N 17-7 "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении размера арендной платы за землю в 2013 году в Тасеевском районе">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу № А33-999/2014

Резолютивная часть решения объявлена 10.07.2014.
В полном объеме решение изготовлено 14.07.2014.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего Ивановой Е.А., судей Ражкова Р.А., Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Тасеевскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения от 17.10.2012 № 17-7 "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении размера арендной платы за землю в 2013 году в Тасеевском районе" (ред. от 13.11.2013) недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчете арендной платы,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Тасеевского района Красноярского края,
при участии прокурора Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кононовой М.П., представителя на основании доверенности от 25.02.2014 № 24/71,
от прокурора Красноярского края: Моргуна О.В., прокурора отдела на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Тасеевскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании Решения от 17.10.2012 № 17-7 "Об утверждении значений коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении размера арендной платы за землю в 2013 году в Тасеевском районе" (ред. от 13.11.2013) недействующим в части установления коэффициентов используемых при расчете арендной платы.
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.02.2014 возбуждено производство по делу.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Третье лицо отзыв на заявление не представило. Ответчик, представил в материалы дела отзыв на заявление, а также информацию по обоснованию установления коэффициентов К1 и К2 на 2012 год.
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Красноярского края.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Тасеевского районного Совета депутатов от 17.10.2012 № 17-7 (ред. от 13.11.2013) "Об утверждении значений коэффициентов (К1) и (К2), применяемых при определении размера арендной платы за землю в 2013 году в Тасеевском районе" утверждены значения коэффициентов К1 и К2 для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное Решение опубликовано 19.11.2013 в местном официальном печатном издании - газете "Тасеевский вестник" № 28.
Решением Тасеевского районного Совета депутатов от 17.10.2012 № 17-7 (ред. от 13.11.2013) утверждены следующие значения коэффициентов на 2013 год:
1) Коэффициент К 1 (приложение 1 к Решению) категория земель: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, полос отвода железных автомобильных дорог, трубопроводов, кабельных радиорелейных и воздушных линий связи, воздушных линий электропередачи, размещения сооружений связи - 0,0188;
2) коэффициент К 2 (приложение 2 к Решению) для ОАО "МРСК Сибири" в черте населенного пункта 8; вне черты населенного пункта 13.
Между администрацией Тасеевского района и ОАО "МРСК Сибири" заключены договоры аренды земельных участков от 25.07.2005 № А3-5, от 25.07.2005 № А3-6, от 26.07.2005 № А3-4, от 26.07.2005 № А3-7, от 26.07.2005 № А3-8, от 25.11.2009 № 35; от 12.03.2012 № 36; от 12.03.2012 № 38; от 12.03.2012 № 39, от 05.09.2005 № А3-10, от 21.07.2005 № 03/3.
Считая, что установление коэффициентов К1 и К2 в указанном в решении размерах не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в большем размере, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициентов, не превышающих 2% от кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
- справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
В материалы дела ответчик представил информацию по обоснованию установления коэффициентов К1 и К2 на 2012 год, согласно которому расчет платы за земельные участки в 2012 году доведен до уровня расчета за аренду земельных участков 2008 - 2009 годов. При этом данная информация представлена сопроводительным письмом за подписью главы администрации Тасеевского района. Само экономическое обоснование не подписано уполномоченным должностным лицом, имеющим право на составление таких документов. Какого-либо иного экономического обоснования размера коэффициентов К1 и К2, утвержденных в т.ч. Решением Тасеевского районного Совета депутатов, ответчиком не представлено.
Из заключения прокуратуры Красноярского края, представленного по настоящему делу, следует, что ОАО "МРСК Сибири" на основании договоров аренды владеют земельными участками, на которых расположены линейные объекты электроэнергетики. При этом в случае применения оспариваемых значений коэффициентов К1 и К2 размер арендной платы за использование участков под размещение воздушных линий электропередачи (линейных объектов) составляет 15,04% и 24,44% кадастровой стоимости земельных участков, что свидетельствует о нарушении прав заявителя в период действия нормативного правового акта.
Из представленного экономического обоснования не следует, что ответчиком при установлении коэффициентов К1 и К2 учитывались принципы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а также проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; анализ категорий арендаторов земельных участков; сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков, т.е. фактически экономическое обоснование утвержденных решением коэффициентов К1 и К2 отсутствует.
Как указано выше, обществом "МРСК Сибири" заключены договоры аренды земельных участков для эксплуатации воздушных линий электропередачи (так называемых линейных объектов).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
Таким образом, рассчитанный в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, устанавливающими коэффициенты К1 и К2, размер арендной платы по заключенным договорам превысил предельный размер арендной платы, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены воздушные линии электропередачи и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики, что свидетельствует о незаконности решения Совета депутатов в оспариваемой заявителем части.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд открытое акционерное обществе "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" уплатило по платежному поручению от 27.12.2013 № 46979 государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая с учетом результата рассмотрения настоящего дела подлежит взысканию с Тасеевского районного Совета депутатов в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодексе Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Закону Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующим Решение Тасеевского районного Совета депутатов от 17.10.2012 № 17-7 в редакции от 13.11.2013 "О утверждении значения коэффициентов (К1) и (К2), применяемых при определении размера арендной платы за землю в 2013 году в Тасеевском районе".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Тасеевского районного Совета депутатов в пользу открытого акционерного общества "МРСН Сибири" 2000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Е.А.ИВАНОВА

Судьи
Е.В.БОЛУЖ
Р.А.РАЖКОВ


------------------------------------------------------------------