Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.07.2014 по делу N А33-22428/2013 <Заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, и обязании ответчика совершить действия по организации его ремонта удовлетворено, поскольку спорный колодец не имеет собственника и является бесхозным, то обязанность по его содержанию лежит на ответчике, который является органом, ответственным за устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса города>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу № А33-22428/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищество собственников жилья "Желаем счастья Вам" (ИНН 2465105426, ОГРН 1062400023971)
к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- администрация Советского района г. Красноярска,
- товарищество собственников жилья "Желаем счастья",
об обжаловании бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5
и обязании департамента городского хозяйства администрации города Красноярска совершить действия по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5,
при участии:
представителей заявителя: Васильевой К.В., на основании доверенности от 03.02.2014, Портышева В.Л., на основании протокола от 31.03.2014,
представителя третьего лица - товарищества собственников жилья "Желаем счастья": Васильевой К.В. на основании доверенности от 06.03.2014,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой Д.В.,

установил:

товарищество собственников жилья "Желаем счастья Вам" (далее - заявитель, ТСЖ "Желаем счастья Вам") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - ответчик, Департамент) об обжаловании бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5, и обязании департамента городского хозяйства администрации города Красноярска совершить действия по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.12.2013 возбуждено производство по делу.
Определением от 16.05.2014 суд привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - товарищество собственников жилья "Желаем счастья", на стороне ответчика - администрацию Советского района г. Красноярска.
В судебном заседании заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных письменных пояснениях по делу.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы заявителя.
Ответчик и третье лицо - администрация Советского района г. Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили, дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
В дело представлен письменный отзыв, из которого следует, что ответчик требования заявителя не признает.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Желаем счастья Вам" зарегистрировано в качестве некоммерческой организации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции Российской Федерации 25 ноября 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1062400023971.
ТСЖ "Желаем счастья Вам", являясь управляющей организацией многоквартирного жилого дома № 5 по ул. Водопьянова в г. Красноярске, заключило договор № 15/07046 от 22.07.2007 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ с обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"; Абонент № 08868 - жилой дом по адресу ул. Водопьянова, д. 5. Согласно Акту раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007 (приложение № 7 к договору), спорный колодец КК-5 обслуживается ТСЖ "Желаем счастья Вам".
ТСЖ "Желаем счастья Вам" письмом (вх. № 11440 от 17.12.2012) обратилось к руководителю общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" с предложением внести изменения в Акт раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации, исключив из обслуживания ТСЖ "Желаем счастья Вам" ряда объектов, в том числе спорного канализационного колодца КК-5.
Письмом от 26.12.2012 № 8184 ОАО "КрасКом" сообщило заявителю, что сети водопровода и канализации жилого дома по ул. Водопьянова, 5 не включены в состав муниципальной собственности и в перечень бесхозных объектов, а также не переданы на обслуживание ОАО "КрасКом". При этом в данном письме указано, что ОАО "КрасКом" обслуживает муниципальные инженерные сети и сети, включенные в муниципальный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию бесхозяйных объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
17.12.2012 заявитель также направил письмо руководителю департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с указанием, что собственники помещений в жилом доме по ул. Водопьянова, 5 не принимали решения по вопросу включения в состав общего имущества перечисленных в этом письме сетей, в том числе спорного колодца КК-5, поэтому данные сети не имеют собственника. В данном письме заявитель просил указанный департамент принять на учет перечисленное в нем имущество.
На это письмо Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил заявителю письмо с сообщением, что вышеуказанное обращение заявителя направлено в департамент городского хозяйства в целях организации работы по оформлению указанных объектов в муниципальную собственность.
Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 03.04.2013 № 07/13154-гх сообщил заявителю о невозможности рассмотрения вопроса оформления в муниципальную собственность указанных объектов в связи с отсутствием на них технической документации. В целях рассмотрения данного вопроса Департамент предложил ТСЖ "Желаем счастья Вам" представить ряд документов, в том числе решение, принятое 100% голосов собственников жилого дома, об отказе от этих сетей, и техническую документацию на сети.
С аналогичным письмом заявитель обращался в Департамент (вх. от 22.02.2013).
16.11.2013 заявитель вновь письмом от 04.11.2013 № 38 указал Департаменту, что спорное имущество, в том числе колодец КК-5, не имеет собственника, что границей сетей в многоквартирном доме является внешняя стена дома, собственники помещений не принимали надлежащего решения в отношении такого имущества. Также заявитель указал Департаменту об обрушении и разрушении этого колодца, что ведет к угрозе жизни жильцов дома, к подтоплению подвала жилого дома. В целях предотвращения вреда заявитель просил Департамент срочно провести необходимый ремонт колодца.
Письмом от 18.11.2013 № 09/6242-гх Департамент сообщил заявителю, что он сам обязан провести ремонт данного колодца.
Считая незаконным бездействие департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, выразившееся в непринятии мер по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 1 июля 2011 года № 84-р утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Положение о департаменте).
В силу норм раздела 2 (пункты 2.1, 2.3, 2.4) Положения о департаменте, задачами Департамента являются организация обеспечения электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории города Красноярска в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление координации деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья; обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.1.3, 3.1.16 раздела 3 Положения о департаменте в целях организации обеспечения электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории города Красноярска в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Департамент организует работу по подготовке жилищного фонда и объектов социальной сферы, систем электротеплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства к работе в зимних условиях; участвует в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения, водоотведения, тепло-, электроснабжения; координирует работы по разработке схем тепло-, водоснабжения и водоотведения; организует и координирует работу по капитальному ремонту и текущему содержанию объектов инженерной инфраструктуры города.
В соответствии с пунктом 3.14.1 Положения о департаменте Департамент передает путем подписания передаточного акта бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети, путем эксплуатации которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам, до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, Департамент определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, с передачей бесхозяйных тепловых сетей указанной организации в соответствии с действующим законодательством до признания на них права собственности.
Таким образом, исходя из пункта 1.4 и изложенных выше норм Положения о департаменте, Департамент является полномочным и надлежащим лицом, обязанным организовать ремонт канализационного колодца КК-5, входящего в систему городских сетей водоснабжения и канализации.
Тот факт, что спорный колодец КК-5 входит в систему сетей водоснабжения и канализации, материалами дела подтвержден и ответчиком не оспаривается.
Управление Росреестра по Красноярскому краю уведомлением от 05.05.2014 № 01/127/2014-867 сообщило заявителю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений в отношении объекта: канализационные сети по ул. Водопьянова, 5 (уведомление Управления Росреестра по Красноярскому краю от 05.05.2014 № 01/127/2014-867).
Таким образом, Департаментом должны приниматься меры к организации надлежащего содержания спорного колодца КК-5, в том числе для выполнения данной обязанности приниматься меры к выявлению бесхозяйного имущества и надлежащему оформлению права муниципальной собственности на данный объект.
При этом суд также исходит из требований Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности (Приложение к Распоряжению администрации города от 25 мая 2011 г. № 510-ж), в соответствие с пунктом 1.3 которого выявление объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами.
В силу пункта 2.2 указанного выше Регламента департамент городского хозяйства администрации города осуществляет следующие действия:
- направляет запрос в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города о наличии (отсутствии) Объекта в РМС, в Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества";
- в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества" направляет соответствующие запросы в гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города, теплосетевые организации или единую теплоснабжающую организацию для централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики (далее - Организация), о наличии технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности или объектами Организации;
- направляет в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города акт технического состояния Объекта, составленный Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность (далее - Межведомственная комиссия), заключение о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность либо в собственность Организации, а также копию заявления для осуществления дальнейших действий по принятию Объекта на учет в качестве бесхозяйного;
- передает на обслуживание Объект Организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм Положения о департаменте и Регламента № 510-ж позволяют сделать вывод об обязанности Департамента по организации ремонта спорного колодца.
Факт нахождения спорного колодца в ненадлежащем состоянии, чем создается угроза жизни и здоровью граждан, в том числе собственников жилого дома по ул. Водопьянова, 5, причиняется вред их общему имуществу в данном многоквартирном доме, заявителем подтвержден, а ответчиком также не опровергается.
В статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 10 и 42 Правил № 491 предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. При этом общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 7 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому. Таким образом, товарищество вправе предъявить требования в защиту прав и законных интересов собственников квартир в жилом доме. Поэтому в силу закона ТСЖ обязано принимать меры по сохранности общего имущества дома.
Материалами дела заявитель подтвердил, что оспариваемое бездействие Департамента нарушает экономические интересы заявителя, связанные с выполнением им обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
При таких обстоятельствах суд считает требование заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения требований должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель в качестве восстановительной меры по данному делу просил суд обязать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска совершить действия по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5.
В силу статьи 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем при подаче заявления в суд государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление Товарищества собственников жилья "Желаем счастья Вам" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, выразившееся в непринятии мер по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5.
Обязать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска совершить действия по организации ремонта объекта инженерной инфраструктуры города - канализационного колодца, обозначенного на акте раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 10.01.2007: канализационный колодец КК-5.
Взыскать с Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в пользу Товарищества собственников жилья "Желаем счастья Вам" судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------