Решение Арбитражного суда Красноярского края от 05.08.2014 по делу N А33-1170/2014 <О признании недействующим подпункта 9.1 пункта 9 приложения 1 к Решению Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24.12.2012 N 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" в части установления коэффициента К1>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу № А33-1170/2014

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2014.
В полном объеме решение изготовлено 05.08.2014.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Крицкой И.П., судей Ивановой Е.А., Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Минусинскому городскому Совету депутатов Красноярского края
о признании Решения от 24.12.2012 № 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 приложения № 1): - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517,
при участии прокурора Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кононовой М.П., представителя на основании доверенности от 25.02.2014 № 24/71,
от ответчика: Потехина Е.А., на основании доверенности от 25.07.2014 № 105-рс; Носкова В.Б. на основании доверенности от 25.07.2014 № 106-рс;
от прокурора Красноярского края: Моргуна О.В., прокурора отдела на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой Д.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Минусинскому городскому Совету депутатов Красноярского края о признании Решения от 24.12.2012 № 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 приложения № 1): - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.03.2014 заявление принято судом, возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных уточнениях.
Представители ответчика возражали, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Прокуратура Красноярского края считает требования общества "МРСК Сибири" подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Минусинского городского Совета депутатов от 24.12.2012 № 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" утверждены значения коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное решение опубликовано 25.12.2012 в местном официальном печатном издании - газете "Власть труда" № 145/3 (специальный выпуск).
Оспариваемым решением (подп. 9.1 пункта 9 приложения 1 к Решению) утверждено значение коэффициента К1 - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517.
Считая, что установление коэффициента К1 в указанном в решении размерах не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в большем размере, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициентов, не превышающих 1,5% от кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п, ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 приложения № 1): - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517.
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края № 7-2542).
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 установлено, что коэффициент К1 определяется решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициента К1, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициента К1, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициент К1 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края необходимо:
1) провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
2) провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
3) провести сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков на основании следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), составленных в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, заверенных подписью и печатью руководителя организации - арендатора земельного участка, за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату (квартал);
- справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) по месту учета организации - арендатора земельного участка по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа или муниципального района края.
В материалы дела ответчик представил информацию по обоснованию установления коэффициента К1 на 2013 год, согласно которому коэффициент К1, установленный на 2012, изменяется лишь на уровень инфляции. При этом данная информация представлена за подписью и.о. директора муниципального казенного учреждения города Минусинска "Землеустройство и градостроительство". Какого-либо иного экономического обоснования размера коэффициента К1, утвержденного в т.ч. решением Минусинского городского Совета депутатов, ответчиком не представлено.
Согласно материалам дела ОАО "МРСК Сибири" на основании договоров аренды владеют земельными участками, на которых расположены линейные и площадные объекты электроэнергетики.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, в силу чего относится к социально значимым видам деятельности. Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Указанная ставка соответствует ставке земельного налога, максимальный размер которой предусмотрен п. 2 ч. 1 ст. 394 НК РФ.
Таким образом, размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (в том числе, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Применяемый в соответствии с приложением к оспариваемому Решению 24.12.2012 № 7-52р коэффициент К1 для земельных участков в указанном размере повлиял на установление заявителю годового размера арендной платы, превышающего определенный имеющими большую юридическую силу нормативными правовыми актами максимально допустимую величину для данной категории земельных участков.
Договорами аренды, представленными в материалы дела, подтверждается факт нарушения прав заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании Решения от 24.12.2012 № 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 приложения № 1): - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517 подлежат удовлетворению.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" уплатило по платежному поручению от 27.12.2013 № 46993 государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая с учетом результата рассмотрения настоящего дела, подлежит взысканию с Минусинского городского Совета депутатов в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" удовлетворить.
Признать Решение Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24.12.2012 № 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 приложения № 1):
- земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517.
Взыскать с Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
И.П.КРИЦКАЯ

Судьи
Е.А.ИВАНОВА
Р.А.РАЖКОВ


------------------------------------------------------------------